На наших глазах возникает кастово-рабовладельческий строй
Современный мир достаточно жестко структурирован. Наверху те, кого французский философ и экономист Жак Аттали называет неокочевниками. Это богатые люди, легко меняющие среду обитания, они переезжают из Европы в Америку, из Гонконга в Сингапур. В самом низу находятся беднейшие люди, которые мигрируют из Африки в Европу. Они мобильны, и у них ничего нет.
Между богатыми неокочевниками и бедняками оказываются зажатыми средний слой и рабочий класс. Эти люди живут стационарно, и именно они — объект эксплуатации, взимания налогов. В Европе они своими отчислениями в бюджет содержат африканцев, арабов, курдов. Когда немецкая молодежь уезжает в Новую Зеландию или в Канаду, она прямо говорит: мы не хотим кормить пришлых нахлебников. Ясно, что справляться с кризисом мировая верхушка будет за счет именно средней части человечества, тех, у кого есть что взять и отнять.
Капитализм переживает системный кризис. У него нет средств решения стоящих перед ним проблем — они в рамках этой системы неразрешимы. Капитализм — экстенсивно ориентированная система, он решает свои противоречия, вынося их за собственные рамки. Каждый раз, когда мировая норма прибыли снижалась, из некапиталистической зоны вырывался «кусок» и превращался в капиталистическую периферию — зону рынков сбыта, сырья и дешевой рабочей силы. Норма прибыли начинала расти — и так до следующего кризиса. Однако в 1991-м с уничтожением СССР и соцлагеря, то есть зоны системного антикапитализма, некапиталистических зон не осталось — капитализм везде. Теперь ему некуда сбрасывать свои проблемы, он исчерпал планету.
На Западе средний слой изрядно потрепан неолиберальной контрреволюцией, и по мере развития кризиса он будет сокращаться, а его положение — ухудшаться. Другое дело, что накоплен социальный «жирок» — во многом за счет ограбления Третьего мира, который сегодня называют «Югом». Поэтому у западного среднего слоя есть некоторый запас времени, но исторически не очень большой. В любом случае он умрет раньше капитализма.
Что касается России, то у нас среднего класса, а точнее, среднего слоя как значимой социальной группы, нет. Он был в СССР, однако ельцинщина его уничтожила.
Если в 1989 году в Восточной Европе, включая европейскую часть СССР, за чертой бедности жили 14 млн человек, то в 1996 году — уже 168 млн. В изданном в самом начале XXI века ооновском докладе о бедности это названо самым масштабным и страшным погромом среднего слоя в ХХ веке. Он масштабнее того, что сотворили «структурные реформы», проводившиеся в 1980-е годы по указке МВФ в Латинской Америке. По сути, речь идет о глобальной экспроприации активов среднего слоя, которая является неотъемлемой частью неолиберальной контрреволюции 1980–2000-х годов, стартовавшей на Западе тэтчеризмом и рейганомикой и дошедшей до нас в виде ельцинщины.
Никаких перспектив не то что развития, а появления у нас значимого среднего слоя нет. Социальная схема РФ работает против него. Так называемый креативный класс, основную часть которого составляет «офисный планктон», не имеет никакого отношения ни к креативности, ни к реальному среднему слою…
Думаю, что революция среднего слоя едва ли возможна. Тем более что за последнее тридцатилетие на Западе, особенно в Западной Европе, сформировался слой, с которым власть — как брюссельские наднациональные евробюрократы, так и национальные госбюрократии — могут стравливать «мидлов». Я имею в виду нижние слои, новые «опасные классы», представленные мигрантами с Юга и Востока. Скорее, возможно другое: поддержка средними слоями правоавторитарных, националистических режимов.
Подъем Китая исходно был связан с интересом коллективного Запада в борьбе с СССР. В течение 10 лет (1969– 1979 годы) КНР демонстрировала готовность играть на стороне Запада против СССР, превратившись для США в его мастерскую. Интерес был обоюдным. В 1970-е годы США находились в кризисе. Кстати, я убежден: в то десятилетие СССР упустил шанс «уронить» США, сытая и тупая советская верхушка, убаюкиваемая прозападными советниками вождей (почти все они вылезут в перестройку!), проедала нефтяные деньги и будущее страны… Китай же был заинтересован в притоке капиталов. Именно это стало одной из основ «китайского чуда» 1990–2000-х годов.
Но США не рассчитали: Китай «рванул» вперед значительно сильнее, и Америка получила конкурента. Получил конкурента и доллар, особенно при наличии в мировой верхушке тех, кто хотел бы его «уронить» и перейти, например, к «корзине валют» с лидирующим золотым юанем. Ведь на Америке, даже для значительной части англо-американской элиты, свет клином не сошелся…
Программу демонтажа капитализма я называю “три-Д”: деиндустриализация, депопуляция и дерационализация (поведения и сознания). По сути, демонтаж капитализма и неолиберальная контрреволюция (1980-2010 гг.) как его первая фаза (следующей фазой, по логике вещей, должна стать ликвидация рынка как института и замена его монополией) означают попытку сначала остановить историю, а затем вернуть ее в докапиталистическое прошлое: мир индустриально-гипериндустриальных анклавов, окруженных кастово-рабовладельческо-феодальными зонами.
Каким реально будет послекапиталистический мир, зависит от протекания и результатов борьбы в условиях кризиса XXI в. Одним из главных орудий в борьбе за будущее, за выход из кризиса является знание о мире. Проблема, однако, в том, что сегодня структуры, обеспечивающие знание о мире, — научно-исследовательские учреждения и аналитические подразделения спецслужб — все менее адекватны этому миру. Современная наука об обществе все больше напоминает позднесредневековую схоластику; место ученых занимают эксперты — те, кто знает всё больше и больше о всё меньшем и меньшем.
Запад смог навязать всему миру своё видение реальности, свою «сетку» обществоведения. В Японии, например, котируются лишь те японцы, что публикуются в англосаксонских журналах. Есть, конечно, и отдельные яркие попытки изменить это положение дел.
Когда я читаю мемуары горбачевских перестройщиков, всяких Черняевых, Шахназаровых и прочих, то вижу: они по простоте душевной взахлеб пишут о том, что уже в 60-е годы разочаровались в марксизме-ленинизме и они встраивали в свои справки генеральным секретарям идеи социологии и политологии. Конечно, отчасти они подвирают, но только отчасти. Смотрите, какая вещь получается: советники вождей СССР 60-х годов встраивают в наше знание представления нашего главного противника! Нейтрального знания не бывает вообще. Если ты начинаешь смотреть на мир чужими глазами, ты начинаешь действовать в чужих интересах. Как говорил Тацит, в битве проигрывает тот, кто первым опускает глаза. Вот это и была именно такая ситуация. Продолжение следует…
Андрей Фурсов
А то! Хотя ведь даже недавно открытая “квантовая запутанность” есть ещё одно, теперь уже математическое, доказательство не только религиозной, культурно-экономической и социально-политической взаимозависимости всего сущего и в природе, и в человеческом обществе, опровергающее звериную сущность капиталистического социал-дарвинизма войны всех против всех, поскольку и коммунизм зиждется на той же соборности, которая предначертана Писанием: “идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их…”, https://hi-tech.mail.ru/news/56774-mnogovekovaya-nevozmozhnaya-golovolomka-poluchila-kvantovoe-reshenie/?frommail=1; Мф. 18:20, http://bible.optina.ru/new:mf:18:20.
Так что именно всякая избранность, неминуемо возникающая от частной собственности, и в прошлом была гибельной для развития человечества в отличие от единственно разумного соборного начала при собственности общественной, и по новейшим исследованиям “Движущая сила эволюции — не выживание, а сотрудничество. Это открытие Мартина Новака…приводит к выводу, что неродственная кооперация — объединение вокруг общих целей — лежит в основе появления суперорганизмов. Появление полезных результатов совместной деятельности…приводит к…резкому скачку эволюции…”, https://www.forbes.ru/ontology/383273-epidemiya-odinochestva-chto-ukorachivaet-zhizn-silnee-bolezney-fastfuda-i-alkogolya, sapienti sat? Тогда как именно «Капитализм – это удивительная вера в то, что худшие поступки худших людей тем или иным образом служат общему благу» (Д. Кейнси).
А если вкратце по Марксу, то именно капитализм и “производит слишком много нужных вещей и слишком много лишних людей”, значит социализм нужен, чтобы вещи перестали убивать людей, ведь так просто, и чай не бином Ньютона это уже понять-то, если мы всё ещё люди, а не конченые барыги и жлобы? Именно «узкий горизонт буржуазного права» (В.И. Ленин) ограничивает его справедливость самим строем частной собственности, где равенство прав провозглашается для изначально социально-экономически и культурно-политически неравных людей. И только строй общественной собственности восстанавливает справедливость именно неравных прав с преференциями обездоленным за счёт преуспевших для востребования обществом «всего богатства субъективной человеческой содержательности» (К. Маркс), что, по-моему, и есть Божий Промысел о Человеке, и единственно достойная цель любой страны и всего человечества, достижимая только в строе не частной, а общественной собственности, аминь, рот фронт?