Незыгарь telegram: Анализ политических трансформаций

НЕЗЫГАРЬ @russica2 публикует фрагменты анализа  политических трансформаций, предложенных в послании к Федеральному собранию президентом России.

Аналитическая справка подготовлена экспертами Международного евразийского движения и Центра консервативных исследований.

Анализ отставки правительства и начала работы над изменениями Конституции.

Предложенными изменениями Президент РФ наносит удар по основным элементам устойчивости созданной им в течении более чем 20 лет государственной модели и её стабильности, ибо факторами путинской устойчивости с самого начала были:

– Кадровая преемственность и недопустимость резких кадровых решений (дабы не провоцировать оппозиционные демарши наподобие эксцессов с бывшим премьером Михаилом Касьяновым, советником Андреем Илларионовым, краткосрочного демарша Дмитрия Рогозина и т.д.).

Сейчас же всё правительство в полном составе отправлено в отставку, что не обусловлено ни новыми выборами парламента, ни новыми выборами президента. Перспективы отставленных министров пока не ясны, что является фактором напряжённости.

– Неизменность (за исключением технических изменений) и безусловность Конституции 1993 года, гарантом незыблемости и непогрешимости которой всегда выступал Владимир Путин, даже ценой отказа от переизбрания на третий срок с 2008 по 2012 гг.

Сейчас же предлагаемые изменения касаются переструктурирования всей политической конструкции, т.е. носят принципиальный, а не технический характер, что снимает табу с неприкосновенности Конституции. Для подготовки и обсуждения вносимых в неё изменений даже создана целая экспертная комиссия.

– Сосредоточение максимального количества полномочий в одних руках – т.н. властная вертикаль Президента, ставшая «притчей во языцех» всего периода его нахождения у власти, и ещё более укрепившая авторитарный характер политической структуры РФ, созданной либералами под «реформатора» Ельцина).

Сейчас же наблюдается явно выраженная тенденция к рассредоточению полномочий и ослаблению фигуры Президента с передачей части политического влияния Совету Федерации, Государственной Думе, Конституционному Суду и даже Госсовету (прежде декоративному органу, призванному компенсировать потери от вывода глав регионов из Совета Федерации), статус которого предлагается прописать в Конституции.

Возникает логическое заключение, что начатая Владимиром Путиным политическая реформа направлена на ослабление всей политической системы нынешней государственности РФ через децентрализацию (централизация — неотъемлемое свойство российской политической культуры), и создание взаимозависимости основных ветвей власти через введение процедуры взаимного контроля, прописанной прямо в Конституцию. Впрочем, первый шаг к формальной децентрализации был сделан уже в 2012-м году – возвращение губернаторских выборов.

Предложив данные изменения, Владимир Путин нанёс удар по легальности авторитаризма, который не он создал (его создали либералы в 1990-х), но которым он воспользовался в полной мере после прихода к власти.

С формальной точки зрения, он пошёл навстречу либералам в России и Западу в целом, оставляя своему преемнику страну с распылённой и слабо артикулированной структурой управления.

Путин во внешней политике: русский субъект

Давно отмечено, что президент РФ Владимир Путин во внутренней политике намного слабее, чем на внешнеполитической арене, где он достиг больших успехов в восстановлении геополитической субъектности России и её влияния на мировые процессы.

Такую внешнеполитическую рациональность и цельность усилий Путина во внешней политике вполне можно объяснить осмысленностью самих внешнеполитических правил, что помещает его в рациональную систему международных отношений выстроенных Западом.

По сути, он реагирует на объективно существующие вызовы, которые, в свою очередь, вписаны в геополитическую структуру основных трендов мировой политики.

 Эти тренды не произвольны и имеют свою чёткую систематизацию и свои алгоритмы.

Стремясь сохранить и упрочить суверенность России, Путин – быть может, вынужденно – ведёт себя как субъект геополитики, хотя эта субъектность, скорее всего, существенно преувеличена внешними наблюдателями, принимающими «реакции» за «планирование».

Отсюда «демонизация Путина» на Западе (где его считают лично ответственным за все сбои в становлении гегемонии) и его громадная поддержка в мировом масштабе у тех, кто недоволен однополярным миром и западной гегемонией.

В целом, отвечая на вызовы, Путин двигается в русле диалектики закономерного противостояния России и Запада. Так как сами эти вызовы довольно рациональны и структурированы, то и реакция на них оказывается более-менее выверенной и укладывается в чёткие правила. Здесь успех Путина во многом предопределён судьбой самого Запада.

Несколько иначе обстоят дела во внутриполитической системе, где за весь путинский период так и не сложилось последовательной, цельной, идеологически обоснованной стратегии.

Реагируя на вызовы так же, как и во внешней политике, Путин ведёт себя не последовательно, т.к. сами внутриполитические вызовы непоследовательны.

Часть из них инспирирована извне, со стороны Запада, часть – есть следствие внутренних клановых противоречий, часть – порождение стихийных выпадов со стороны масс, иррациональных и непонятных Путину в своей сути.

Путин во внутренней политике: робкая авторитарность

Внутренняя легитимность Владимира Путина имеет более проблематичную структуру.

 С одной стороны, он в полной мере пользуется всем арсеналом патриотической риторики, а бесспорное укрепление субъектности России при его правлении даёт для этого объективные основания.

Время от времени подтверждая патриотические ожидания конкретными шагами, – от победы во Второй чеченской кампании до воссоединения с Крымом, — Путин освежает образ суверенного правителя, в чём во многом ему помогает демонизация на Западе.

Именно в силу патриотического содержания внешней политики, Путин получает существенный кредит доверия во внутренней политике, в экономике и социальной сфере.

Более того, именно «внешний образ» Путина-патриота и является всегда решающим аргументом для тех, кто обращает внимание на тот или иной изъян во внутренней политике:

-патологический уровень коррупции;

-сохранение у власти в экономическом секторе либералов;

-отсутствие развития промышленности и высоких технологий (за пределом оборонного сектора, где реальные успехи оценить невозможно в силу секретности);

-полное отсутствие социальной справедливости;

-ужасающее состояние правящей элиты;

-глубокий кризис образования, культуры, науки и общества в целом.

Суммарный объём легитимности Путина складывается из разных источников – из поддержки масс и согласия элит, и в целом все эти годы остаётся настолько высок, что теоретически позволяет ему в настоящее время обратиться практически к любому сценарию т.н. «трансфера власти».

Путин без сомнения легитимен в большом масштабе и легален – по крайней мере, до 2024 года.

Далее ему оставалось лишь найти решение для этой формулы: либо продлить легальность, внеся правку в закон, либо перезапустить государство, создав новую легальность под свою легитимность, либо оформив свою легальность в Идею и передав её в таком виде тщательно подобранному преемнику.

До самого последнего времени – до своего выступления перед Федеральным Собранием – Путин был свободен.

Но это выступление состоялось, правительство Медведева было отправлено в отставку, и Путин заявил о пересмотре Конституции.

То есть легальность его правления теперь поставлена под вопрос, так как любые перемены в Конституции в полностью идеологически оглушенном и неготовом ни к чему российском обществе могут привести только к ослаблению легальности.

Если, конечно, Путин не придаст своей всё ещё имеющейся легитимности нового измерения и новой формы. Остается только понять, в чем это новое измерение будет состоять.

Сценарии для Путина.

 Имея столь высокий запас легитимности,  Путин до последнего момента имел возможность реализовать любой из основных сценариев:

1 сценарий – остаться у власти ещё на неопределённое количество сроков.

Это потребовало бы внесения изменений в Конституцию, прежде считавшегося невозможным (опыт 2008-2012 гг.), но, как мы видим сейчас, тема изменений Конституции детабуирована самим Путиным, который мог бы, по примеру Лукашенко и Назарбаева, через референдум (который и так назначен) продлить свои полномочия даже усилив их за счёт установления прямой диктатуры.

Однако, очевидно, речи об этом пока не идёт.

Напротив, Путин высказался за ограничение количества сроков.

К тому же предложил переложить часть президентских полномочий на абстрактные, не персонализированные политические институты.

Иными словами, подстраивать закон под своё неограниченное нахождение у власти на посту Президента Путине не стал. А значит, уже и не станет. Одно неизвестное в политическом будущем России можно вычеркивать.

2 сценарий – назначить преемника, заняв при нём положение «отца нации», без какого-то определённого статуса или с чисто формальным статусом.

В пользу реализации именно этого сценария говорит ослабление политической концентрации полномочий президента (под будущего, слабого преемника) и повышение статуса Госсовета (под уход туда самого Путина).

Однако устранение сильной фигуры с первой позиции приведёт к обострению межклановых противоречий, а лишившись формального статуса лидера, Путин лишится и фактической власти, ибо в России формальный статус является определяющим (опять-таки следствие российской политической культуры).

К тому же, распылив вертикаль власти между несколькими ветвями, Путин тем самым поставит саму государственность РФ на грань существования, о чём свидетельствует опыт 1990-х.

Можно сказать, что реализация данного сценария означает ни что иное, как политическую ликвидацию РФ.

Одна система резко ослабляется, а другой не предлагается.

В России – да и не только в ней – это чрезвычайно опасно. Сложно представить себе, что при всей рациональности Путина, позволявшей ему удерживать Россию в состоянии стабильности все эти годы, он действительно решится на такой опасный эксперимент.

Именно такой вариант и видится сейчас наиболее вероятным.

Если именно второй вариант и является целью решения Путина, то это в высшей степени опасно для России, кем бы ни был преемник.

В этом случае к 2024 году Путин резко утрачивает и легальность и легитимность, причём различение этих понятий в ещё большей степени скажется на преемнике, чьи легальные полномочия урезаны, а легитимность ещё не обретена. Путин будет «весь в белом», но все остальные – включая страну – едва ли.

3 вариант – Превратить Госсовет в высший орган политической власти.

Совершенно очевидно, что Госсовет не может получить реального политического веса, даже если его возглавит Путин.

Его легитимность будет оторвана от легальности, но весь её объём не достаточен, чтобы распространить эту легальность на новый – и по сути неконституционный – орган, который даже если будет прописан в Конституции, никогда не получит в демократической системе полноценного статуса.

А для отказа от политической демократии у Путина нет ни воли, ни идеологии.

Поэтому Госсовет будет группой «друзей Путина», которых очень быстро все возненавидят, а легальные структуры немедленно начнут с ними аппаратную войну.

В Госсовете Путин окажется не «отцом нации», а «авторитетом», что для России не является ни привычным, ни приемлемым способом управления.

А ввести под Госсовет идеологию Путин уже не успеет, так как он не предпринимал для этого никаких попыток предыдущие 20 лет, и сейчас, даже если такое решение будет, последует нечто предельно уродливое, поддельное и неубедительное.

Идеология имеет свои собственные правила, и Путин в этом не силен.

Без идеологии эта структура работать просто не будет и всё вернется к преемнику. Но именно преемника Путин и поставил в условия ограниченного потенциала власти, что снова возвращает нас к риску децентрализации управления и административного хаоса.

Вам может также понравиться...

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x