В Императорской России ничего не строили. Четырёхмоторный биплан «Илья Муромец»
Богатырь в воздухе.
Первую летающую крепость построили русские 26 января 1914 года впервые поднялся в воздух русский четырёхмоторный биплан «Илья Муромец» — ставший первым в мире серийным многомоторным бомбардировщиком.
Представление о Российской Империи, пропагандировавшееся в советские времена, как о «лапотной» стране, и сегодня в левых кругах является распространённым мемом.
На самом же деле в начале XX столетия таких прорывных технических «лаптей», как бомбардировщик «Илья Муромец», в дореволюционной России было немало.
Иван Сикорский и Михаил Шидловский
История бомбардировщика начиналась на заводе Русско-Балтийской вагонной компании, которая имела в Санкт-Петербурге свой авиационный филиал.
Предприятие выпускало тысячи железнодорожных вагонов в год и было известно своим автомобилем «Руссо-Балт». Авиационную мастерскую при заводе основал Михаил Владимирович Шидловский (1856–1921), который впоследствии во время Первой мировой войны в звании генерал-майора командовал эскадрой бомбардировщиков «Илья Муромец». В 1915 году он руководил изготовлением первого русского авиадвигателя.
М.В. Шидловский назначил в 1912 году главным конструктором авиационного филиала Игоря Ивановича Сикорского (1889–1972), к тому времени уже сконструировавшего не только самолёты, но и вертолёт, в том числе гидросамолёты-бипланы, которые поступили на вооружение в Императорскую армию.
И.И. Сикорский был самым младшим, пятым ребёнком в семье известного профессора психиатрии и идеолога русского национализма Ивана Алексеевича Сикорского (1842–1919).
Предшественник «Ильи Муромца»
Ещё в 1913 году И.И. Сикорский успешно испытал первый четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» («Гранд») на лугу возле Корпусного аэродрома в Санкт-Петербурге. Это был первый в мире четырёхмоторный самолёт, предназначавшийся для стратегической разведки. В 1913 году на нём был установлен тогдашний мировой рекорд по продолжительности полёта (1 час 54 минуты).
Работа над «Русским витязем» позволила И. И. Сикорскому приступить к разработке уже более совершенного самолёта «Илья Муромец».
Создание машины
Первая машина «Илья Муромец» была собрана уже в октябре 1913 года. Самолёт мог нести вдвое большую нагрузку и достигал вдвое большей высоты полёта. Интересно, что в авиационном отделе под руководством И.И. Сикорского работал и другой в будущем известный конструктор и глава ОКБ-51 (потом ОКБ Сухого) Н.Н. Поликарпов (1892–1944), занимавшийся больше истребителями С-16, С-18, С-19 и С-20 (кстати, очень похожим на будущие советские).
«Илья Муромец» изначально был создан как первый в мире пассажирский самолёт. Он имел отдельный от кабины пилотов комфортабельный салон для пассажиров, со спальными комнатами, ванной и туалетом. На борту самолёта имелось отопление и электрическое освещение. Уже весной 1914 года он был переоборудован в гидроплан и был принят на вооружение Морским министерством, став крупнейшим гидропланом в мире.
Военное использование во время Первой мировой войны
С самого начала войны имеющиеся самолёты «Илья Муромец» были переданы в Императорский военно-воздушный флот, который был на тот момент самым крупным в мире — 263 аэроплана и 14 дирижаблей. В декабре 1914 года Императором была утверждена эскадра воздушных кораблей, состоящая из самолётов «Илья Муромец».
Первое боевое задание было осуществлено 14 (27) февраля 1915 года. Экипаж самолёта состоял из четырёх человек, бомбометание производили бомбами в 80, 240 и даже 410 кг.
В 1915 году был изобретен инженером Киреевым первый русский авиадвигатель Р-БВЗ, он устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца».
В одном из полётов, в январе 1917 года, была достигнута высота 5.200 м, что стало мировым рекордом.
В том же 1917 году был так же установлен и очередной мировой рекорд по грузоподъёмности в 180 пудов (2.948,4 кг).
В целом эскадра за войну совершила более 400 боевых вылетов, сбросила более 65 тонн бомб и сбила 12 вражеских истребителей. Боевые потери эскадры составили одну машину, сбитую в бою с 20 вражескими истребителями, и ещё две (одна всё же дотянула до своего аэродрома) были уничтожены огнём вражеской зенитной артиллерии. После революции, в 1921 году командир эскадры Михаил Владимирович Шидловский был расстрелян большевиками.
А творцу «Ильи Муромца» И.И. Сикорскому пришлось, тоже под страхом расстрела, эмигрировать в 1918 году.
В США в 1923 году он организовал свою фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation, которая выпускала множество самолётов и ещё больше вертолётов (создал первый в мире серийный вертолёт R-4).
@mbsmolin
Дай, Бог, возродить Россию!
От нас скрывают целую эпоху стим-панка в Росии!
Это когда не на нефтепродуктах двинатели были, а на пару (steam – пар).
Но до сих пор мы называем локомотивы ПАРО-возами.
А в Долгопрудном, где я училась была целая улица – Дережабельная…
Понимаете? Это же значит, что там когда-то дережабли делали….
Да хватит нести чушь, у нас всё держалось на умельцах, государство вообще не помогало. Хорошо, изобретения, были вагоны, были, но этого было всего крайне мало по сравнению с Европой. Вы посмотрите, мы даже винтовки закупали, что в Японии, что в Европе. Своего катастрофически не хватало. Лучше приведите сравнение количества поездов, длину жд путей в какой-нибудь Германии и в России.
Русская 3-линейная (7,62-мм) винтовка Мосина образца 1891 года — магазинная винтовка, принятая на вооружение Русской императорской армии в 1891 году. Так же известна и под другими названиями — 7,62-мм винтовка обр. 1891 г. (1891/30 гг.), трёхлинейка, винтовка Мосина, «Мосинка» и тому подобные. Название трёхлинейка происходит от калибра ствола винтовки, который равен трём линиям (устаревшая мера длины, равная одной десятой дюйма или 2,54 мм).
Массово использовалась в период с 1892 до конца 1950-х гг. (в НОАК и КНА), в этот период многократно модернизировалась.
На основе винтовки образца 1891 года и её модификаций был создан целый ряд образцов спортивного и охотничьего оружия, как нарезного, так и гладкоствольного.
К 1913 году общая протяженность ЖД в РИ составляла 68370 верст (из них двойной колеи, только 16 889 верст), в это число входят и 2494 верст частных железных дорог местного значения.(Россия 1913; Транспорт; 1. Железные дороги табл. 3)7). Это протяженность дорог как как общего пользования, так и местного значения. В переводе на километры (68370 умножаем на 1,06679) получается примерно 72 936 км.
В СССР к 1960-му году протяженность железных дорог общего пользования, по данным статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР в 1960 году», составила 125 тыс. км (Раздел: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. Таблица: ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Итого 125 — 72,9 = 52,1 тысячу построено в СССР за аналогичный период
Админ, некорректно посчитали. К арифметике вопросов нет. К 1960 году СССР было 38 лет. В царской России первая Ж\Д появилась в 1837 году Значит до 1917 года прошло 80 лет! После окончания Гражданской войны Советская Россия вынуждена была восстанавливать разрушенное хозяйство, в том числе строить Ж/Д , а также ремонтировать уже имеющиеся! Через 19 лет после образования СССР началась ВОВ (сколько было всего взорвано и уничтожено!) С 1945 по 1960 прошло всего 15 лет! Приведенная Вами цифра 52,1 тыс.км.- это Подвиг Советского народа! Не ожидал от Вас… А к “мосинке” вопросов нет, но одной винтовкой немного навоюешь! А пулеметы были – датский “Мадсен” и английский “Максим”. Причем наладить производство на тульском заводе смогли только “Максим”, а “Мадсен” до 1916 года не получилось.
Общая протяжённость железнодорожных путей Германии увеличилась с 21 000 километров в 1871 году до 63 000 километров к 1913 году, создав самую большую железнодорожную сеть в мире после Соединённых Штатов и почти вдвое превзойдя 32 000 километров железных дорог, которые имелись в Великобритании в том же году.
Вики
В принципе, вы все это могли и сами посмотреть, а не задавать вопросов.
Ну что, ещё одна историческая статья не от историка, а от пропагандиста? Давайте перечислим недостатки статьи. Где находилась Русско-Балтийская вагонная компания? Почему она имела филиал в Петербурге? Если уж заговорили об автомобилях, то когда был выпущен первый автомобиль? (Подсказка: это НЕ ставший потом знаменитым своими электричками Рижский вагоностроительный завод, а другой завод, в другом месте, производственные корпуса ещё сохранились, но завод прекратил своё существование с началом Первой мировой войны.) Дальее, сколько всего было выпущено самолётов Илья Муромец? До какого года они летали? Сколько было выпущено гидропланов Илья Муромец? Где они испытывались? (Подсказка: НЕ в Петербурге) До какого момента они существовали? Кто их уничтожил? (Подсказка: сами же и сожгли единственный экземпляр, просуществовавший четыре месяца, по ошибке, испугавшись, что сели в раположении немцев). Кто испытывал первые машины Илья Муромец? В каких военных столкновениях участвовали эти самолёты, в каком качестве?
Вывод. Это НЕ историческая статья. Таких статеек копирайтеры за копеечки, которые им потом присылают, не вставая со своего дивана пишут по 30 штук за неделю. На самые разные темы. Обычно их развитие и осведомлённость не превышает уровня средней школы. Очень часто такие копирайтеры пишут и о политике, весь телеграмм заполнен такими статейками на горячие темы. Туфта из них обычно лезет во все дыры. Особенно эта дырканность проявляется в каждой первой статье о странах Прибалтики. (Недавно говорил как раз об этом с редактором из телевизионных Вестей – согласилась.) Очень жаль, что такие статьи пришли и на этот ресурс. Не место здесь пропагандистским помоям. Здесь серьёзный ресурс и серьёзные читатели. В своё время так был испорчен ресурс “ОКО-Планеты”, когда после смерти основателя на портале начали тоннами публиковать статейки от копирайтеров.
А всё почему? Потому что автор хочет убедить читателя, что России после победы в войне на Украине необходимо поворачивать вожжи в сторону монархии. Автор вообще в курсе, что именно такую политику выбрали политические силы во главе с Ельциным в начале 90-х годов? Даже тысячи самоназванных дворян по России расплодились, покупавшие свои титулы князей и графов за ворованные от разграбления страны денежки? Политический проект Русской Православной церкви тоже в рамках именно этого направления был поднят на пьедестал, который сейчас Путин закрывает (а автор этого не замечает). Этот проект возвращения к модели Николаевской царской России очень поддерживался заокеанскими кураторами Ельцина, ибо никогда Западу не было так легко эксплуатировать богатства России, как при Николае II. Сейчас эта идея бессмысленная и не имеет никаких перспектив. Особенно после начала СВО. Но автор до сих пор этого не понял и топит за царя.
(Если что, в интернете можно найти мою статью, касающуюся гидроплана.)
Миха́ил Бори́сович Смо́лин (род. 22 февраля 1971) — российский историк русской консервативной мысли и публицист. Кандидат исторических наук, член Союза писателей России
В 1996 году окончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В 1997 году стал редактором издательского раздела журнала «Москва». В 1999 году занял должность редактора в «Роман-журнале XX в.».
В 2004 году в Санкт-Петербургском государственном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Государственно-правовые идеи Л. А. Тихомирова» (специальность 07.00.02 — Отечественная история). Официальные оппоненты — доктор юридических наук А. М. Величко и кандидат исторических наук, доцент Л. К. Рябова. Ведущая организация — Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.
Является руководителем Православного центра имперских политических исследований, исполнительным директором Фонда «Имперское возрождение», а также главным редактором журналов «Имперское возрождение», «Православное Поволжье», «Вестник Юго-Западной Руси» и редактором-издателем книжной серии «Пути русского имперского сознания», «Православная мысль» и «Имперская традиция».
Вики
Регалии автора никак не повлияли на качество статьи. Это статья не историка, а журналиста (журналист, увы, в современных условиях – это ругательство.).
Смотря какой журналист. Есть прекрасно пишущие, а есть просто стряпающие.
Присоединение Риги и всей Лифляндии к России было закреплено Ништадтским мирным договором между Россией и Швецией, подписанным 30 августа (10 сентября) 1721 года. Россия обязалась выплатить за отошедшие от Швеции земли компенсацию в 2 млн ефимков (1,3 млн рублей).
Вики
И почему закрылись заводы в Риге с началом первой мировой?
Потому что пока немцы стояли под Ригой 2,5 года, вся производственная база была вывезена на внутреннюю территорию Российской империи из Лифляндской и Эстляндской губернии. Многие предприятия таким образом прекратили существование, а судьба вывезенного осталась неизвестной. Даже трамвайчик из нынешней Юрмалы перевезли в Старую Руссу, а трамваи из Риги – на Оранэлу в Петербург. Всё – в полном соответствии с оборонной концепцией западных рубежей, разработанной в 1910 году. И, скажем, морской порт Александра III был покинут русским флотом уже в первые недели августа 1914 года, за Балтийский Порт не скажу.
Присоединение Риги и всей Лифляндии… К чему это здесь вообще? Эта такая обязательная присказка? Как спасибо и пожалуйста? У вас так принято говорить? А википедии кто-то ещё доверяет? (Я сам пишу и правлю википедию, бывает, и вижу, что там только не пишут.) В следующий раз имеет смысл найти в интернете статью из БСЭ и тиснуть выдержку оттуда. Ссылки на Википедию уже давно моветон.
Цитата: “Автор вообще в курсе, что именно такую политику выбрали политические силы во главе с Ельциным в начале 90-х годов? Даже тысячи самоназванных дворян по России расплодились, покупавшие свои титулы князей и графов за ворованные от разграбления страны денежки? Политический проект Русской Православной церкви тоже в рамках именно этого направления был поднят на пьедестал, который сейчас Путин закрывает (а автор этого не замечает)”.
По поводу Елицинских Графьев и Князьев – это тема для большой дискусии, и я не думаю что здесь торчат уши только наших заокеанских партнеров. На это надо смотреть более глобальнее и шире. Зачем Ротшильдам потребовался дворянский титул? Казалось бы они, высокого ранга в еврейской среде (князья своего рода), ан нет потребовалось в европейское дворянство.
И с чего Вы взяли, что именно Путин закрывает тысячелетний проект Русской Православной церкви? Если честно, меня от этих слов просто отторопь взяла. Сталин, Ленин и Хрущев не смогли, а вот Путин прикрывает.
ещë один провокатор, как сыны монархии, прочитай, сколько при Товарище Сталине было создано самолëтов, разных типов. Ту 160, не на пустом месте создан, а благодаря школе заложенной, ещë Товарищами И. В. Сталиным и Л. П. Берия.
А случаем не товарищами Сикорским и Можайским?
Сикорский “товарищем” никогда не был. С 1923 года работал на Запад, в частности на США! А Можайский умер в 1890 году.
Многие царские авиаторы воевали воевали против Красной Армии, поэтому Советскую авиацию пришлось строить практически с нуля.
Статья достаточно тенденциозная для сегодняшнего времени. Хотя бы потому, что ни слова не сказано об истинных патриотах России – конструкторах самолетов:
Владимире Михайловиче Петлякове (1891–1942) — Лауреате Сталинской премии первой степени.
Семёне Алексеевиче Лавочкине (1900–1960) — генерал-майоре инженерно-авиационной службы (19.08.1944), дважды Героя Социалистического Труда, лауреате четырёх Сталинских премий. Члена-корреспондента АН СССР (1958).
Николае Николаевиче Поликарпове (1892–1944) — главе ОКБ-51 (впоследствии — ОКБ Сухого). Дважды лауреате Сталинской премии, Герое Социалистического Труда. Поликарпов является одним из основоположников советской школы самолетостроения.
Как видно, все родились задолго до революции! Но из России не уехали!
И уж коли в статье упоминается Сикорский (создатель вертолетов), то не могу не упомянуть Михаила Леонтьевича Миля (9 ноября 1909 — 31 января 1970) — советского конструктора вертолётов и учёного, доктора технических наук (1945), Героя Социалистического Труда (1966), лауреата Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).
И это далеко не полный список НАШИХ конструкторов. О них надо писать!
Все верно, но именно Можайский и Сикорский заложили школу самолетостроения в России. Но ни как ни Сталин и не Берия, хотя надо отдать должное их организаторским способностям.
Посмотреть бы на ту школу! Но вот один эпизод. Во время Ирано-иракской войны над Хорремшехром аятолла Хомейни бросил в бой свой последний резерв — советские вертолеты, изготовленные фирмой Миля. А у Саддама Хусейна были «боинги» и «сикорские». Хусейн потерял пятьдесят три машины, Хомейни — ни одной.
Админ, я с Вами не согласен. И, мне кажется, время это доказало.
Потому, что Сикорский покинул свою Родину. Заложить школу не сложно. Труднее найти преподавателей для нее, а главное – талантливых учеников! А это сделали именно под руководством Сталина!
Ок. Сикорский уехал из России, и стал основоположником вертолетостроения в США. Но на заделе от “Богатырей” строились самолеты уже в СССР. И не забывайте, Военно-космическая Академия Генерального штаба России носит имя Можайского. Я думаю, это о чем то говорит.
Можайский не покидал Родины!
Сергей, он уехал потому что знал на 100%, что с этой властью не сработается. То есть большивики его просто расстреляют. Какой смысл в бессмысленной гарантированной смерти тебя и всей семьи? Мне кажется разумное решение. Думаю где-то нужно быть гибким, если требуют обстоятельства.
А я и не говорил, что Можайский уехал. Мы говорили о Сикорском.