Что случилось с православным миром к началу XXI века?

Picture background

Но если с Зеленским и прочими профессиональными врагами России “всё понятно”, то в отношении УПЦ все-таки остаются большие вопросы: как оказалось возможным, что всё реальное сопротивление антиправославной диктатуре на Украине свелось к исповедническому и мученическому подвигу отдельно взятых священников и мирян, в лучшем случае отдельных небольших групп, чье влияние в современной политической жизнесмерти Украины совершенно незаметно? Нам ведь десятилетиями внушали, что на Украине православные традиции несравнимо более укоренены, чем в Великороссии, что в отличие от “тихих и покорных” великороссов украинские прихожане живут активными сплоченными общинами и братствами, и “в случае чего” окажут такое впечатляющее, низовое, народное, органичное сопротивление любому западенству, что никаким великороссам и не снилось. Все эти внушения были очень похожи на аналогичные заклинания в отношении Афона и каких-то мифических “консервативных греков”: “вот случись что”, “в случае чего” “Афон не примет”, какие-то “афониты не допустят”, какие-то “старцы не промолчат”, какие-то “владыки не позволят”. Но свершилась афера ПЦУ, и все те, от кого ждали внятного неприятия, и промолчали, и всё приняли, и всё допустили, и всё позволили. Как же такое оказалось возможным, что сущностно случилось с православным миром к началу XXI века?

Чтобы ответить на этот глобальный “философский” вопрос, опустимся на землю и начнем с самого простого, конкретного, практического вопроса: а на каком основании любой прихожанин УПЦ МП, узнав о запрете его Церкви, вообще должен как-либо переживать и сопротивляться этому решению? Разве речь идет о том, что какие-то инопланетные существа или совсем чуждые ему иностранцы будут взрывать храмы УПЦ или полностью переделывать их в какие-то незнакомые капища? Разве речь идет о том, что этот прихожанин никогда уже больше не сможет жить своей привычной, как бы “православной” жизнью и ходить в привычные, как бы “православные” храмы к привычным, как бы “православным” священникам? Да нет, не об этом совсем речь, а лишь об изменении какого-то юридического лица, о едва заметном изменении названия его Церкви и, по мере необходимости, замене одного настоятеля на другого, да и то только в том случае, если этот настоятель сам не примет все эти изменения.

Тогда в чем вообще сущностный пафос этих перемен и почему им нужно сопротивляться? Возможно, все дело в том, что в новой “украинской церкви” придется слушать богослужения на современном украинском языке и служить по новоюлианскому или даже григорианскому календарю? Но, во-1х, это еще не факт, остатки технической вменяемости украинских властей могут позволить новой “украинской церкви” сохранить все церковно-славянские традиции, как это уже было отработано на примере католической Унии, что позволило многим русским людям безропотно принять униатство, а уж сегодня, когда православная вера для большинства захожан исчерпывается только лишь праздничным обрядоверием, этот метод будет действовать безотказно. Во-2х, стерпится – слюбится, и что сегодня кажется экзотикой, завтра станет привычкой, в любом случае идти на конфликт с государством и государственной церковью только из-за каких-то привычек готов далеко не каждый, да и стоят ли какие-то привычки столь серьезных рисков? И, наконец, в-3х, язык и календарь – вопросы не догматические, наша Церковь же признает иные автокефалии, где и язык другой, и календарь другой, так что воздвигать на себя неудобоносимые бремена исповедничества и мученичества только лишь потому, что родная Церковь, извините, сменила “фейс” и “интерфейс”, это уже какая-то личная блажь. Так какая же тогда разница, как называется наша церковь – УПЦМП, УПЦКП, УАПЦ, ПЦУ, УГКЦ и т.д, если приход все тот же, и храм все тот же, и иконы все те же, и колокольня все та же, и даже батюшка зачастую все тот же, а уж куличики на Пасху и яблочки на Преображение – вообще никуда от нас не денутся, “это святое”?

На самом деле основная причина всех причин и корень всех корней таких глобальных проблем мирового Православия, как безграничный произвол Фанара, антицерковная вакханалия на Украине и, между прочим, совершенно теплохладное отношение к вопросам миссионерства среди очень многих православных людей заключается только и только в том, что в современном Православии вопреки собственному догматическому вероучению нет совершенно ясного, категоричного, недвусмысленного, безоговорочного понимания того, что вне канонической Православной Церкви нет и не может быть никакого спасения. Именно потому, что очень немногие священнослужители позволяют себе в наше постмодернистское время честно и открыто проповедовать сотериологическую эксклюзивность канонического Православия, очень многие верные прихожане, не говоря уже о захожанах и мимохожанах, даже не задумываются на эту тему и не способны внятно ответить, что сущностно плохого в том, чтобы не быть православным, не принадлежать канонической Православной Церкви? Как правило, любой разговор на эту тему ограничивается призывами к патриотизму, к верности каким-то традициям предков, к сохранению какой-то этнокультурной идентичности, в общем, к чему угодно, кроме самого главного и единственно онтологически важного – к тому, что вне канонической Православной Церкви нет спасения. Ведь что такое с православной точки зрения запретить людям участвовать в богослужениях канонической Церкви? Если они уже крещеные, то это значит лишить их благодатных Таинств, начиная с исповеди, и поэтому радикально ограничить их путь к спасению. Если они еще не крещеные, то лишить самого Крещения, то есть спасения как такового. Таким образом, проблема не в том, что людей лишают возможности быть именно в русской Церкви, или именно в “московской” Церкви, или именно в той Церкви, где служат на церковно-славянском языке и сохраняют юлианский календарь, а в том, что их лишают возможности быть в Церкви как таковой, лишают возможности спасения и обожения, то есть достижения главного смысла человеческой жизни.

Много ли архиереев и священников Украинской Православной Церкви регулярно и настойчиво объясняли своей пастве эту истину? Много ли из них указывали на эту непреодолимую сотериологическую границу между канонической УПЦ МП и всеми остальными церквами и сектами на всем пространстве украинского государства? Многие ли из них внятно объясняли пастве, что главная проблема униатов или автокефалистов не в том, что они как-то по-другому выглядят и как-то по-другому служат, или как-то слишком любят всё западное, или как-то слишком не любят всё русское, а именно в том, что они вообще – не Церковь, что это просто неканонические религиозные образования, в которых нет никакого спасения именно потому, что они неканонические? Предполагаю, что совсем немногие на Украине проповедовали эту элементарную общеправославную истину. Вот в чем причина причин и исток истоков всех основных проблем всего мирового Православия. И вот почему сегодня в колыбели Святой Руси своре тотально далеких не то что от Православия, а от какой-либо христианской культуры клоунов и проходимцев, так легко удалось без малейшего ощутимого сопротивления запретить самую большую и самую древнюю Православную Церковь страны.

https://t.me/arkadymaler

Вам может также понравиться...

3 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Виктория
Виктория
1 год назад

А шо случилось с Христианством в целом и с Православным Христианством в частности? Ажно да ничего. Было до нас, есть и будет после нас. Что-то случилось с Валаамом, Оптиной Пустынью и нашим Священным Преданием? если что и случилось, то это с каждым из нас.

Светослав
Светослав
1 год назад

Это украинский культурный код так отыгрывает, — все что можно продать, под кого нужно прогнуться, потом сделать вид, что они не специально. В то же время, ни у одной из православных церквей за пределами России нет достаточного влияния на местную политику, им ничего не остается кроме как подчиниться властям. Похожая история сейчас с православной церковью в Эстонии.
Учитывая, что людей в церкви много не ходит, и навряд ли конфликт затянется на поколения, в итоге не получится перепрограммировать прихожан.

Мартин
Мартин
1 год назад

Мы должны признаться себе, что по нашим отступлениям Бог избрал себе новых фаворитов (мусульман). Он размножает их с неистовой силой и расселяет по всему миру. Нам ещё предстоит осознать сей факт и сделать правильные выводы. А до тех пор народ божий будет в рабстве и будет пить чашу гнева Господня.

Alpha Centauri
Alpha Centauri
Ответить на  Мартин
1 год назад

Мусульмане не исповедуют Иисуса Христа как Бога.

Жерар
Жерар
Ответить на  Мартин
1 год назад

У Бога не может быть «фаворитов», иначе это не Бог!

Alpha Centauri
Alpha Centauri
1 год назад

Посмотрим к чему все это приведет.
Нужно на себя сделать отражение.
Самим бы не наступить на подобные грабли выращенного национализма, скрывавшегося за вышиванками, да веночками с барвинками.
У нас своих любителей березок, да васильков, да Перунов, Левашовых, да родноверов, неоязычников, наверно, больше, чем православных. Они тоже все эксклюзивные/исключительные — все националисты.
Вместо веры в Бога вырастет непонятно что/потенциальная проблема.

Последний раз редактировалось 1 год назад Alpha Centauri ем
Виктория
Виктория
Ответить на  Alpha Centauri
1 год назад

Сделать ничего невозможно. 75 лет+30 в настоящем убивалось и топталось Православие. Я уже знаю, как бьют по морядкам, даже за «Помилуй, господи»!.

Alpha Centauri
Alpha Centauri
Ответить на  Виктория
1 год назад

Попробую поглядеть, что говорят батюшки, про то, какие изменения происходят в церквях.
Читала, что происходит укоренение/сплочение церковных общин.

8
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x