Как русский плотник топором подводную лодку сладил

Picture background

11 февраля 1720 года плотник-изобретатель Ефим Никонов приступил к постройке первой русской подводной лодки, названной им «потаённым судном», предшественницы современных субмарин.

По штатному расписанию к «потаённому судну» Ефима Никонова должен был прилагаться пошитый изобретателем кожаный водолазный костюмом, предполагавший возможность высадки на глубине людей в такого рода костюмах с целью разрушения днища вражеского корабля. Как и в деревянной «субмарине», в проекте костюма предвосхищались основные идеи современного водолазного снаряжения. В качестве шлема должен был служить прочный деревянный бочонок с задуманным небольшим смотровым окошком для наблюдения под водой. Технологические отверстия и швы бочонка для соблюдения водонепроницаемости должны были быть залиты свинцом. К спине костюма предполагалось приспособить балласт, заполненный свинцом или песком. Это был серьезный и продуманный военный проект, к которому прилагалась подробная опись особых инструментов и инструкция для работ «по провёртке» и «зажиганию» судов.

По указанию Петра Великого в 1721 году была построена вначале модель, а затем, к 1724 году, и действующее полноразмерное подводное «потаённое судно», фактически ставшее первой русской подводной субмариной.

Picture background

В постройке «потаённого судна» использовались все имевшиеся на тот момент технические средства: медные листы, железные полосы, доски, кожа и прочие традиционные материалы. Командиром экипажа из четырех (по другим сведениям — из восьми человек) являлся сам изобретатель и проектировщик Никонов. Он лично руководил и принимал участие в пробных погружениях.

К несчатью первые испытания русской подводной субмарины, прошедшие в присутствии самого Императора Петра I осенью 1724 года, закончились аварией: при погружении судно ударилось о грунт, что привело к проломлению днища.

Через полгода, весной 1725 года, после ремонта «потаенное судно» было вновь спущено на воду. Однако вовремя обнаруженная течь так и не позволила провести погружение. В третий раз судно было испытано уже после смерти Петра I, в 1727 году.

После кончины Императора, активно поддерживавшего смелый и такой (буде он реализован) важный инженерный проект, изобретатель впал в опалу, и в 1728 году его разжаловали из мастеров в рядового плотника, после чего сослали на северную Астраханскую верфь.

Picture background

Несмотря на несчастливую судьбу, по своим по техническим решениям и заложенным в проекте идеям судно Никонова без всякой натяжки можно назвать прототипом современных подводных лодок. Вопреки неудачам, передовой для того времени проект Никонова был вполне жизнеспособным. И это подстверждается тем фактом, что летом 1721 года на опытном, испытательном образце изобретателю все же удалось осуществить на Неве два успешных погружения и всплытия.

Илья Рябцев

Вам может также понравиться...

4.4 7 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
Евгений
5 месяцев назад

Ну что же можно сказать про данное творение разума — Сожалеем что изделие,пусть даже деревянное,очень быстро дала сок!
Но если на все это дело посмотреть с эзотерической точки зрения то в этом мире не бывает неудач,а все есть опыт,пусть даже такой!А ошибки это тоже опыт и на них тоже можно учиться…

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x