Пути небесные

Picture background

6 октября 1805 года в московском Нескучном саду прошел первый в истории российского воздухоплавания пилотируемый полёт на воздушном шаре.

Лавры первого русского воздухоплавателя стяжал штаб-лекарь Лефортовского госпиталя Иван Григорьевич Кашинский. Он заранее оповестил москвичей о подготавливаемом им полете, выпустив «особливую афишку», сообщавшую, что, «поднявшись в 5 часов пополудни на весьма великую высоту на воздух, если только будет благоприятствовать погода, сделает опыт с парашютом, и по отделении оного от шара, поднимется еще гораздо выше для испытания атмосферы». И заявленный полёт состоялся. В «Московских ведомостях» от 1805 года читателям сообщалось, что 6 и 13 октября Кашинский действительно дважды поднимался в воздух на своём «гродетуровом шаре», оба раза начиная подъем в Нескучном саду («гродетур»– от франц. gros de Tours – тяжелая шелковая материя, впервые изготовленная в г. Туре).

Афишка Кашинского предлагала всем желающим понаблюдать за полетом, приобрести билеты на Сретенке в магазине грека Михаилы Псалиды; на Никольской улице в конфетной лавке у грека Ивана Фомика; в Кусовниковом доме у Ивана Васильева Вериги; а также в Лафертове, в госпитале, у самого г-на Кашинского.

«Цена билету в первые места или ложи по 5 рублей; во вторые 2 рубля серебром, а в третьи, вне круга, по 1 рублю серебром с персоны. Для особ, желающих иметь особые покойные места, оставленные нарочно в загородке, где последует самое действие, цена полагается для целой фамилии с уступкою противу лож, о которых благоволят дать знать в Нескучный сад или к г-ну Кашинскому в Лафертов заблаговременно, – сообщали газеты. – Оный шар желающим особам будет показываться с 17-го числа сего сентября в большой зале Петровского театра ежедневно с 10 часов утра до 10 часов вечера за 50 коп. серебром; кто же возьмет билет для смотру в Нескучном, тот может видеть здесь безденежно».

Иван Кашинский уже давно увлекся изготовлением аэростатов-монгольфьеров, хотя по основной специальности был врачом. По утверждениям экспертов, аэростат Кашинского, сконструированный и построенный им на свои средства и в свободное от службы время, ни в чем технически не уступал лучшим иностранным образцам.

«Первый сей опыт русского воздухоплавателя многих стоит трудов и издержек, а потому льстит себя надеждою, что знатные и просвещенные патриоты, покровительствующие иностранцам в сем искусстве, благоволят предпочесть соотчича и ободрить его своим присутствием для поощрения к дальнейшим полезным предприятиям», – взывал к патриотической общественности отважный воздухоплаватель-энтузиаст.
Однако надежды его оказались тщетны и, так как начинания его так и не получили необходимой финансовой поддержки, Кашинский вынужденно оставил мечту о небе, сосредоточившись на профильной медицинской практике. Тем не менее у него нашлись-таки единомышленники и последователи. Через год, в 1806 году, «Московские ведомости» сообщили, как русский воздухоплаватель Александровский, приветствуемый собравшейся публикой, поднялся в воздух на большом шаре и, спрыгнув с него, удачно приземлился на землю. Спустя ещё два десятилетия, 31 августа 1828 года, на аэростате собственной конструкции снова в Москве поднялась на высоту 650 м первая русская женщина-воздухоплавательница, мещанка из Пресненской части, госпожа Ильинская. Первым погибшим воздухоплавателем 12 сентября 1847 года стал Август Леде, чей воздушный шар объемом около 610 куб. м унесло в Ладожское озеро.

Но поступательное движение прогресса уже нельзя было остановить: в 1870 году было создано Русское общество воздухоплавания. А спустя 5 лет Дмитрий Менделеев, широта научных интересов которого не может не поражать и сегодня, предложил на заседании Русского физико-химического общества собственный проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для полетов на больших высотах при низкой температуре и разряженной атмосфере. Ещё через пять лет, в 1880 году, по инициативе великого ученого при Русском техническом обществе был создан первый в России воздухоплавательный отдел.

В феврале 1885 года на Волковом поле в Петербурге была сформирована первая кадровая военная команда воздухоплавателей, активно использовавшая аэростаты во время проведения военных учений. В 1910-м в Российской Империи состоялся первый Всероссийский праздник воздухоплавания.

Илья Рябцев

Вам может также понравиться...

4.7 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Тайна
Тайна
1 месяц назад

Где-то в нашей истории оказалась стёртой целая страница о наличии о нашей стране воздухоплаванья. Осталась только улица в Долгопрудном — Дирижабельная…
Ну и в мире — тоже. В фильмах про Индиану Джонса можно увидеть…

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x