РПЦ берёт на себя зону культурной и духовной устойчивости

Анализируя культурный код России и сценарии адаптации на структуру глубинного народа, необходимо учитывать все аспекты развития нации, через какие факторы она трансформировалась и менялась, что оказывает системное влияние на образы восприятия. Одним из основных элиментов формирующих смысловую компоненту русского человека-религиозный фактор.

В 2025 году Русская православная церковь сохраняет публичную сдержанность, но усиливает институциональное присутствие как в обществе так и на государственном уровне. Это не откат к церковной доминанте, как в XIX веке, и не союз власти и религии в духе постсоветских 2000-х. Это появление третьего типа влияния — смыслового посредничества, когда Церковь занимает нишу медленного и легитимного формата мышления, на фоне ускоренного и фрагментированного информационного поля в период СВО.

Церковная риторика уходит от конфронтационности. В публичных посланиях исчезает прямое противопоставление «наших» и «их», учитываются факторы многонациональности России с ее религиозными аспектами. Вместо доминации — выравнивание через призыв к покаянию, труду, молитве, личной ответственности. В условиях, когда государственные институции фокусируются на управлении ресурсами и безопасностью, РПЦ берёт на себя зону культурной и духовной устойчивости — от воспитания до стратегического «успокоения» общества.

На фоне геополитических турбуленций, именно Церковь первой обозначила то, что назрело давно: речь уже не о победе, а о преображении. Не о возврате, а о внутреннем собирании. В недавних проповедях патриарха и архиереев фиксируются маркеры «переплавки», «превращения скорби в силу», «выхода из катастрофы с иной душой». Это не просто богословие — это инструмент национальной самотерапии, замещающий устаревшие лозунги.

Важно и другое. Церковь работает не в столичных студиях, а на «периферии смыслов» — малых городах, райцентрах, поселках. Именно туда смещается точка устойчивости, именно там формируются новые типы коллективной идентичности. И Церковь здесь — не идеолог, а навигатор тишины, бережно выводящий из состояния общественной тревоги.

Вам может также понравиться...

2.2 12 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
Евгений
2 месяцев назад

Если мы обратим свой взгляд на богословскую литературу то заметим, что обращение Руси в христианство толкуется как переход от заблуждения к истине, от языческой тьмы к свету новой веры. Богословы утверждают, что христианство в византийском виде восторжествовало над язычеством и легло в основу мировоззрения всего русского народа. Но исторические реалии в корне отличаются от этих радужных представлений.
Автор Повести временных лет отмечал, что люди лишь называли себя христианами, а по сути живут как «поганые». Сторонники новой веры обвиняли соотечественников в двоеверии, «клеймили» тех, кто называя себя христианами по-прежнему поклонялись языческим богам. Поэтому в дореволюционной исторической науке прочно утвердилась концепция «двоеверия».
По словам Е.Е. Голубинского

В первое время после принятия христианства наши предки в своей низшей массе или в своем большинстве, буквальным образом став двоеверными и только присоединив христианство к язычеству, но не поставив его на место последнего, с одной стороны, молились и праздновали богу христианскому с сонмом его святых или – по их представлениям – богам христианским, а с другой стороны, молились и праздновали своим прежним богаязыческим. Тот и другой культ стояли рядом и практиковались одновременно…

Не отказались от этой концепции и историки советского периода.
Следует отметить, что византийское христианство не устранило славянского язычества, которое прочно засело в сознании и повседневном обиходе народов нашей страны. Христианство скорее ассимилировало язычество, включив его обряды и верования в свой религиозно-культовый комплекс.
Распространяемое в XI-XII веках христианство значительно оязычивалось. Наряду с городскими и сельскими церквями создавалось множество домовых церквей, что было не характерно для византийского христианства. Согласно данным Титмара Мерзебургского, к 1015 году в Киеве насчитывалось порядка 400 церквей. Никоновская летопись же, описывая нам пожар 1017 года, говорит об уничтожении огнем порядка 700 церквей.

и погоре град и церьквей много, якдо седмисот, и опечалился Ярослав.

Скорее всего летописец имел ввиду не только приходские храмы, но и домовые церкви.
Образование подобных домовых церквей имело под собой особую туземную, языческую почву. В древних языческих обществах, у каждой отдельно взятой семьи

свои религиозные обряды, ей одной принадлежащие, свои особенные гимны и молитвы… Обряды, слова, молитвы, гимны, составлявшие существенную часть домашней религии, – все это было родовым наследием, священной собственностью семьи, и собственностью этой нс кем нельзя было делиться, строго воспрещалось открывать что-либо из этого посторонним.

Следовательно, образование домовых церквей, это своего рода дань древним традициям. Таким образом происходило слияние христианства с язычеством.

Alpha Centauri
Alpha Centauri
Ответить на  admin
2 месяцев назад

❤️

3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x