Главная обязанность русской власти. Без чего не будет России
Противники имперскости в России критикуют империю по двум линиям. Первая, самая простая – время империй, мол, прошло. Я думаю, что прошло время национальных государств, на самом деле, это оно заканчивается. Время империй, время образования импероподобных образований, на мой взгляд, только наступает.
Вторая линия критики хитрее, причем, в ней есть рациональное зерно. Итак, русские от империи ничего никогда не выигрывали, они тащили на себе бремя русского человека, а правили бал и заправляли делами в империи другие. То есть русские были тем победителем, который не получает ничего, а все забирают люди других национальностей.
В этом суждении есть историческая правда, но это не значит, что империя – не благо. Другое дело, что в империи должно быть очень жестко зафиксировано пропорциональное представительство различных этнических групп в решающих сферах общества. В духовной, управленческой и т.д. Кстати, вот это вот передавливание линии русского национализма, создание русского национального государства и требование ограничиться этим, на мой взгляд, очень близко к схеме – «ударим русским национализмом по России!». Если в первую перестройку били по Советскому Союзу разными нерусскими национализмами, то сейчас пробуют ударить русским национализмом.
Иными словами, новая историческая Россия мне представляется новым импероподобным образованием, границы которого могут существенно отличаться и от СССР, и от дореволюционной России. Что-то туда может войти, что раньше не входило (добровольно, разумеется), что-то может, наоборот, выскочить.
И речь вообще идет о том, что не надо зацикливаться на какой-то одной форме. Как мне кажется, у новой исторической России должно быть не только физическое измерение, но и метафизическое. Речь идет о сетевом русском мире, как реализации русского процесса глобализации. Сетевые формы великолепно дополняют формы территориальные. Достаточно вспомнить две Академии из знаменитой серии Азимова, которую у нас перевели как «Академия» и которая по-английски называется «Foundation». То есть, новая историческая Россия видится как импероподобное образование с мощным национальным ядром.
Но и у империи должен быть свой антидот. Дело в том, что империи создаются свободными людьми, Федотов правильно сказал: Пушкин был поэтом свободы и империи. Но свобода и империя сосуществуют достаточно недолго, потому что империю, конечно, создают свободные люди, а затем империя начинает этих свободных людей давить.
Что может быть антидотом имперскости? Антидотом имперскости может служить совершенно определенный социально-экономический строй. То есть, мы не знаем, каким он будет, но мы знаем, каким он может быть – исходя из логики русской истории.
Что бы ни писали марксисты или либералы, в нашей истории не было, строго говоря, ни капитализма, ни феодализма. И что интересно: те, кто учился в советское время, это хорошо помнят, что в учебниках было написано – феодализм развивался в России не вглубь, а вширь. И капитализм развивался в России не вглубь, а вширь! То есть, он, так сказать, разбегался по пространству. Это происходило по очень простой причине. Как показала школа профессора Милова, совокупный общественный продукт, который создавался в условиях русского сельского хозяйства, был невелик.
Одна из проблем России заключается в том, что возникновение и развитие здесь западоподобных форм требует, выражаясь марксистским языком, отчуждения у населения не только прибавочного продукта, но и значительной части необходимого. Поэтому, у нас западный прогресс равняется русскому регрессу, упадку и разложению.
Неслучайно одной из главных задач русской власти был учет и контроль над потреблением верхов. Не потому, что власть эта любила низы. Она могла их презирать. Но дело в том, что контроль, ранжировано- иерархическое потребление верхов, которое было доведено до предела в советской номенклатуре, было условием нормального существования данного общества.
В русской истории было только два момента, когда реальная власть отказывалась от этого своего права и обязанности учета и контроля, и начинала вместе с господствующей верхушкой грабить население. Первый эпизод – 1861-1917. Закончилось это понятно чем. И второй эпизод стартовал в 1989 году – и продолжается до сих пор. Отчуждение значительной части необходимого продукта есть отчуждение жизни, выдавливание из жизни значительной части народа.
Иными словами, в новой исторической России (импероподобной) нужен социально-экономический строй, который базируется на такой традиционной русской ценности, как социальная справедливость, строй с минимальной социальной поляризацией. Важно, что здесь должен быть контроль над потреблением верхов.
Ядро импероподобного образования должно быть зафиксировано в конституции. Ну, а социальный строй – это социализм, такой «имперосоциализм». Вот так мне это видится. Да, туманно, но все проекты туманны. Реальные проекты реализуются в конкретной истории, причем они часто реализуются по-разному и в непредсказуемых вариантах.
Сошлюсь на один исторический пример, из кризиса «Длинного XVI века» в Европе (1453-1648). Из того мегакризиса было три разных выхода. И обусловлены они были тем, кто кому свернет шею.
Во Франции корона и крестьяне сворачивают шею феодалам, и феодалы все отправляются в Париж. Возникают парижский двор во всем его великолепии и абсолютистское государство.
Второй вариант: сеньоры сворачивают шею крестьянам, происходит вторичное издание крепостного права. Таков ход событий в германских княжествах.
И был третий вариант, который оказался наиболее прогрессивным: социальная ничья. Это произошло в Англии, где была выбита значительная (во время войн Алой и Белой розы) часть верхушки, и где для того, чтобы поднять верхушку, богатым крестьянам разрешили покупать титулы. Так возник уникальный в истории слой gentry (джентри), и очень специфическое государство.
Иными словами, выходы из кризиса, в который вползает современный мир будут разные. И, естественно, они будут отличаться от прогнозов. Ясно совершенно, что этих разных выходов будет не так много, и все они будут определяться в конкретной борьбе. Таким образом, новую систему будут создавать субъекты, возникающие в этой борьбе, она будет выковывать эти субъекты, в соответствии с теми задачами, которые они будут решать. Смогут решать – будут играть. Не смогут – их спустят в унитаз истории.
Андрей Фурсов

России не будет без Справедливости!
Вот кратко и понятно!
А её Нет, даже в Идеологическом плане!
Ведь реальная власть у тех, кто присвоил себе богатства страны и достижения Предков!
«Кто-то» строил фабрики и заводы, побеждал в ВОВ а кто-то, нагло прибрал все к рукам и покупает «самые большие яхты в мире»!
Вы это называете Справедливостью?
Уважаю Фурсова за стремление изучать и осмысливать историю, а не цитировать общепринятую точку зрения. Однако с данной статьей не соглашусь – империя, это лишь форма государственного устройства, а хотелось бы взглянуть под глянцевую упаковку, оценив содержание. Ответа, зачем нужна империя кроме как для кормления инородческой элиты и нацменьшинств за счет русского народа, в статье не прозвучало. Людей с разговорами о метафизической миссии, народе-богоносце и передовом отряде строителей коммунизма сразу отправляем в утиль – это лишь повторение пропагандистских манипуляций в стиле «служи, дурачок, получишь значок».
Все разговоры сторонников империй, многонациональности и интернационализма сводятся к одному – если мы не будем кормить дикарей, они обидятся и всех убъют. А вы, русские дурачки, должны за гроши ишачить ради светлого будущего чужих детей. Других идей у империй, увы, нет. Вся заимперская словесная мишура рассыпается при вопросе «зачем это русским?» Тут у басурман, понимающих, что их могут отпихнуть от корыта, начинается истерика.
Любой народ хочет жить хорошо, уникальность русских в том, что они не стремятся делать это за чужой счет. Им же все время навязывают в качестве братьев разных паразитов, заинтересованных лишь в распределении русских богатств по национальным кишлакам. Делают это не имеющие отношения к русскому народу элиты, которые, смеясь, вешают перед носом русского осла морковку под названием «великая цель». Это и называют империей.