Государство и народ в русской истории
Говорят, что в России государство и народ отражают две стороны русской идентичности, различные по смыслу. А потому, мол, на протяжении всей русской истории есть нерешённая проблема — отчуждения народа от уничижающего его государства. Действительно ли это так?
Отражают ли государство и народ какую-либо двойственность русской цивилизации? Вопрос не сугубо отвлечённый, а несущий массу важнейших практических выводов как для прошлого, настоящего, так и для будущего.
Мнение это не новое. В той или иной форме в России разными людьми оно неоднократно озвучивалось.
Отчуждение государства и народа — постоянная ли константа русской истории?
Нет ничего проще, чем вывести различные функционалы как для государства, так и для народа. Наиболее часто этим сущностям приписываются некие противоположные «гендерные» стереотипы, маскулинно-фемининные формы поведения. Государству — мужские, народу — женские. Государство руководит, организует, требует. Народ подчиняется, ищет свободы, хочет покоя. В радикальных левых конструкциях государство выступает в роли «патриархального» агрессора, эксплуататора, народ — в качестве «матриархальной», эксплуатируемой жертвы. Ну или вроде того. Вариантов более мягких или, напротив, более жёстких и в философии, и в политологии накопилось немало.
Выводы о противоположности, об антагонистичности, разномысленности или двойственной идентичности государства и народа здесь вроде бы напрашиваются сами. Конструкция посылки и вывода, кажется, идеально укладывается в красивую схему, которую можно продлить до бесконечности вглубь истории. Государство и народ изначально жили разными жизнями и по-своему интерпретировали всё — от христианства до личной жизни.
Но если присмотреться к этой схеме, то возникают вопросы.
Почему противопоставляются государство и народ? Почему, например, не власть и народ? Или почему обязательно противопоставляются две сущности? Почему не три или более? Например, власть, государство, народ? Или Бог, власть, государство и народ?
Ну и, наконец, самый главный вопрос: а почему обязательно между государством и народом должно быть противопоставление, а не единомыслие, единство, согласие? Или чередование неприятия и взаимопонимания с теплохладными терпимыми отношениями?
Ведь как-то русский народ до сих пор проживает в своей государственной форме уже больше тысячи лет.
Может быть, всю эту тысячу лет государство непрерывно насиловало и угнетало народ? Тогда можно понять и контридентичность государства и народа в восприятии друг друга. Да и формирование в ситуации постоянного антагонизма двух совершенно разных миров выглядит естественно.
Но у такого взгляда есть и существенные возражения.
Ведь русский народ проживал и продолжает жить в этом государстве на протяжении уже более пятидесяти своих поколений. Что же заставляло все эти поколения русского народа так «мучиться» всё это время? Сила государства? Репрессивный аппарат? Тысячу лет? Да бросьте выдумывать.
Те народы, которые тяготятся чуждой им государственностью, обязательно рано или поздно избавляются от этих тягот. И для этого не требуются тысячи лет. Здесь нужно искать другой ответ.
В любом историософском размышлении сложнее всего прийти к каким-либо обобщениям, вывести закономерности и охарактеризовать суть исторических процессов. И подсознательно хочется увенчать своё исследование простой и симметрически выверенной схемой, всё разъясняющей. Подобные стремления были свойственны многим.
Психологические колебания, анархические срывы или контридентичность?
Исторически сложившийся психологический тип русского народа носит в себе стремление к абсолютному идеалу в самых различных областях жизни. Эта идеальность воззрений сочетает и допускает настроения, часто совершенно разнонаправленные. Ещё Л.А. Тихомиров (1852-1923) утверждал, что настоящий русский может быть либо монархистом, либо анархистом.
Русские способны либо ригористски строить сверхмощный имперский организм с его строгой иерархичностью и внутренней дисциплиной, сужающей проявления личности во внешней свободе, либо стараются дойти в своём стремлении к личной свободе до абсолютного эгоистического самоудовлетворения.
Наши девяностые были ярким примером проявления русской психологии. Они стали тем коротким в исторической перспективе периодом, когда под именем либерализма у нас восторжествовала традиционная русская анархическая тенденция — всегдашняя внутренняя опасность для мощи и единства государства. Эти годы можно назвать периодом анархического цивилизационного срыва, которым время от времени подвержен русский национальный характер. Подобные срывы, часто внешне ничем не обоснованные, не однажды бывали в нашей истории и являлись своеобразными перерывами («перекурами») в напряжениях в государственной и национальной деятельности.
Девяностые годы XX века в этом смысле похожи на Смуты начала XVII и XX столетий. Все они начинались сомнением в значимости государства для жизни нации и каждого человека в отдельности, ослаблением национального единства. Но проходило всего несколько лет разрушительной смуты, и в сознании нации анархические настроения сменялись на ригористическую апологию государственной мощи и национального единства. Нация быстро разочаровывалась в эфемерных смыслах смуты, ощущая глубокую праздность столь чаемой ещё недавно «свободы», и начинала переживать удивительное по силе чувство сиротства без государства, без той исторической задачи, от которой она поначалу так яростно отказывалась.
В этих психологических колебаниях в отношении государства нет никакой принципиальной контридентичности, какой-либо отрефлексированной, осознанной отчуждённости. Это лишь временное анархическое настроение, жизненное колебание, временное уставание или период «не чувствования» нужности государства, быстро преодолеваемый самой народной психологией.
Что же такое государство и народ как сущности?
В классическом консервативном представлении государство — это объединение власти и народа. Государство есть союз Верховной власти, определённого принципа с их институтами и нации с её социальными слоями. Союз воли, нервов, чувств и мысли Власти с физической силой, волей, нервами, чувствами и мыслями нации.
Государство здесь — лишь организационная форма и для власти, и для народа. Форма, принимавшая в разные времена различные объёмы и степени сложности. В зависимости от разворачивавшихся в истории событий, властных действий и народных усилий.
То есть государство — это национальная форма, а народ — это наполнение, содержание государства. Вера, власть и народ — это содержание, а Церковь, государство, социальный слой, семья — это формы.
При смене религиозной веры, при выборе другого принципа власти и при изменении нравственных ориентиров у нации меняется содержание в религиозных, социальных и семейных формах государства.
Так можно ли сравнивать форму и содержание? Государство и народ?
Такое сравнение может быть, только если под государством понимать власть и бюрократическую элиту, а под народом — только простонародную толщу, крестьянство. Но это сравнение элиты и простонародья, а не государства и народа.
Прямолинейное сравнение государства и народа — это абсурд. Это всё равно что сравнивать министерство сельского хозяйства и крестьянство, военное министерство и дворянство, министерство промышленности и торговли с предпринимательским слоем.
Государство и народ — сущности разного порядка, такие же как чайник и чай, но глубоко взаимосвязанные. Одно сделано для другого, как форма для своего содержания.
Имеет ли идентичность государство?
Ещё более странно выглядит утверждение об идентичности в отношении государства.
Государство как таковое не имеет ни своей воли, ни своей мысли, ни своего действия, ни каких-то человеческих чувств или нервов. Оно не может даже существовать, то есть действовать без людей, будь то Государь или народ.
Один государствовед писал: «Вся деятельность государства сводится без остатка к деятельности людей. Только люди могут хотеть и действовать».
То же самое можно сказать и об «идентификации» государства: «Только люди могут идентифицироваться, и всякие смыслы, придаваемые государству без остатка, имеют отношение либо к Государям — правителям этого государства, — либо к народам, населяющим это государство».
Взятое в некоем чистом виде, без людей, государство не существует и не имеет отдельной от людей никакой идентификации.
Государство само по себе как юридическая институция не имеет идентичности. Смысл тот или иной придаёт власть, которую своим подчинением легитимизирует народ.
Государство не только не имеет идентичности, но не может быть даже носителем и суверенитета. Носителем суверенитета может быть только Верховная власть. В монархическом государстве это Государь, в республиканском — народ.
Путаница происходит из-за неверных идей, воспринятых из либеральных конструкций философии права. Когда за государством признаются некие не свойственные ему, личностные, человеческие способности воли, размышления, действия, тогда как на это способны только люди.
Ни воли, ни идентификации у государства никакой нет, всё это атрибуты физических личностей, а не юридических «личностей», как государство. Государство есть лишь юридическая абстракция.
Даже и за народом как за некоей «коллективной личностью» сложно признать всегдашнее наличие единой идентификации, единых стремлений, идеалов или практических целей. Поэтому-то монархисты и говорят о том, что воля Монарха как воля человеческой личности и есть лучший орган, через который отображается и общая воля нации. Причём происходит это значительно лучше, чем это было бы при непосредственном выяснении воли народа, процессе долгом и не всегда заканчивающимся нахождением этой народной воли…
Национальная колонизация и военная экспансия государства Россия
Оставим в стороне неправильную дихотомию: государство — народ.
Говорить надо не о государстве и народе, а о власти и народе как составных, самостоятельно идентифицируемых частях государственного организма.
Но, может быть, принципиальная контридентичность существовала именно между властью и народом?
Тогда откуда появился этот совместный у власти и народа многовековой экспансионистский продукт — Российская Империя, русское государство? Власть и народ не могли не взаимодействовать для достижения такого поистине уникального государственного результата в мировой истории.
Этого продукта просто не могло бы произойти при вымышленной константе — отчуждённости государства и народа. Идея отчуждённости совсем не из мира консервативной мысли. Это свободомыслящие теоретики «общественного договора» (Руссо, Локк и другие) говорили об «обществе отчуждения». А предшественник Маркса, теоретик «вульгарного» коммунизма Мозес Гесс (1812-1875) даже проповедовал отчуждение от государства, общества, которое якобы отбирает от него, Гесса, его «подлинность»…
На самом деле феноменальная народная колонизация великих пространств Евразии и военно-административная экспансия Русских правителей не могли бы реализоваться в русской исторической действительности ни при какой отчуждённости русского народа и власти. Находясь в едином государственном организме, они — не только его творцы, но и трудовые созидатели его грандиозного величия. И в этом процессе и вера, и воля, и мысли, и нервы, и чувства, и физические силы должны были быть в глубочайшем взаимодействии и взаимопроникновении.
Путь к государственному величию сродни современному спорту. Если спортсмен во главе со своим тренером не сможет отдать всего себя, все свои разнообразные личностные силы ради победы, то никогда не достигнет великих побед. Русский народ — величайший исторический «спортсмен» в мировой политике и мировой экспансии. Русская власть — величайший «тренер», планировавший, тренировавший и рачительно использовавший силы русской нации для достижения исторического величия.
У власти и народа была глубокая, прежде всего религиозно объединяющая идентичность, общее ощущение принадлежности к Русскому миру, часто не совпадавшему, да и сейчас не совпадающему со своими территориальными и этническими границами. Власть Русских Государей часто воспринималась и вне границ русского государства как своя теми частями Русского мира, которые по тем или иным причинам находились вне России. Вот уж где яркое совпадение и глубокая родственность смыслов, сохраняющаяся даже в национальном разделении.
Власть и народ в русской истории по большей части были в одной команде, в команде под названием Русское государство, которое завоевало нам Русский мир.
Михаил Смолин

,,, pRRRivet ,,,
_ Статья ПОЛИТИЗИРОВАННАЯ — явно ЗАКАЗная…
(как говорится : «само-то» — на-фоне речи 1-го…)
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
! О Реалиях (Правдивых) Руси…
— КНИГА : ПЯТИСОТЛЕТНЯЯ война в России.
(Автор: Игорь Бунич)
* Изд-тво : ОБЛИК. Санкт-Петербург. 1996.
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
… БЛИЗКОе «ВЧЕРАшнее» :
Рулила в СССР патрия (КПСС…)
* а РАЗВАЛивал СССР — Внутренний КЛАН —
КГБ (АНДРОПОВщина…) против МВД …
(ДО-защищали = ДОрулили = СССР РАЗВАЛили!)
… НЫНЕ (В рф-ии…) :
ОНИ-же(кпССовцы…) себя В…
в Т.Н.»едроССовцев» ПЕРЕМЕНИЛИ,,, !!!
И… «защитниками» Народа — себ ОПЯТЬ объявили,,,
*** и, ОТ-«ИХ-лица» — УПАЛНАМОЧЕННОМУ _
«БАЗАРы» вести «ДОВЕРИЛИ»…
(а сами — НА-церемонии…ПОВАЛЬНО спали…)
🙂 У ВСЕХ «козырных» = УСНУВШИХ — телефоны ПАДАЛИЛИ…
—> Пора этИХ, НЫНЕ правящИХ — ОТ власти ОТСТРАНЯТЬ !
—> ПОРА Власть в России — Русским ВОЗВРАЩАТЬ !!!
—————————————————————————-
Ничего ни к кому личного. БЛАГОдарю.
* С уважением — Валерий Бондарик.
г. Эдмонтон. Канада. 29__2__24.
А как вы предполагаете власть менять?
а) снова призвать Романовых (из остатков);
б) необоярам в смуное время выбрать «царя-императора»;
в) призвать «варягов» для руководящей роли;
г) новая социалистическая револювия, а-ля «октябрь 25»
Жду ответа, как Соловей лета…
надо сперва осознать, КАК возникает Государство?
Вот деревня, славянская деревня первого тысячелетия!
Сами себя кормят, сами строители, сами и правители, Вече и всё такое!
Купцы приехали(или на рынок кого отправили), «беличьи шкурки» продали, лопаты купили!
Все счастливы!
На кой им Государство?
И тут… налетают «Кочевники»!
Убивают, грабят и увозят награбленное….
Вот как защищаться?
Внимание, Важно!
Существуют ДВЕ версии возникновения «Государства» в таких условиях.
Исходя из Второй Версии, наиболее Логичной — «ВОЛКИ» усиливают свои ДРУЖИНЫ за счет местных «Рабов» и начинают захватывать всё больше и больше Территорий!
Расширяют свои Владения!
Яркий пример — возниконовение Руси.
Новгородцы «призвали» варягов-РУСЬ для защиты от кочевников!
И вот, Русь — «Взяв под Крышу»(прям как у бандосов 90-х) несколько племен, начинает Расширять свои владения, Осваивая всё новые и новые территории!
Тот же Хазарский Каганат, был поглощен Киевской(уже) Русью, как и Киев — «присоединен» несколько ранее!
Освоение Сибири и пр., это всё абсолютно из той же оперы.
Итак, как формируется Государство — мы разобрали!
Теперь Вопрос!
Отношение Народа и Власти?
Вот, на Руси тех времен?
Когда Новгородцев Крестили, у них Власть спрашивала, хотят они креститься или нет?
Не спрашивала!
Тысячеление традиции — «огнем выжгла» киевская власть!
Надо понимать, что Интересы простого мужика и Интересы Потанина, ну очень различаются!
Поэтому, вот все эти разговоры, типа «народ и партия — едины», смешны!
Лично я, мои знакомые, ещё с 90-х годов — не отождествляем себя ни с какой Властью!
Государство — механизм насилия над народом, это при капитализме!
Без вариантов!
Реальная власть в любой стране у тех, кто контроллирует «Средства Производства» и «Денежные потоки»!
Точка!
Вот они и есть Государство!
Как они скажут, так и будет!
Рассуждения на эту беЗконечную теМУ моЖно продолЖать с УСпехом. Только РАди ЧЕго?
Мы или забываем, или сознательно уводим РАсСужДения от Космического происхождения всей проблематики жития человечества в условиях очевидного кризиса перехода от ночи Сварога к его дневному процессу.
Те, Великие Премудрые Предки, которые согласились на проход через тяжелейшие испытания ради спасения Мидгард-Земли называются: проходимцами. А теперь сравним во что превратилось это понятие: негодяи — лучшее из них. Вот и ответ на многие воПроСы и не только государственной и народной идентичности. Нельзя забывать, что существовала Гиперборея, как Единое Целое со множеством народа, перешедшее по хребтам Репейских гор на равнины Сибири, обосновав Тархтарию, свидетельства существования которой так тщательно уничтожаются, маскируются, а в лучшем случае — просто замалчиваются представителями тьмы, которых сознательно тёмные космические кураторы внедряли среди Светлых, Сияющих, которые со временем становились тусклыми и распадались на отдельные искорки Великого пРошлого. Достаточно проследить хотя бы за одним персонажем нам близкой летописьности: ВВП. Вы не ошибётесь, если подумаете о Президенте РФ. Его появление на просторах Руси связано с матерью князя Святослава — княгиней Ольгой, которая привезла из Херсонеса, где она приняла христианство, ключницу, еврейку с малолетним сыном, которого назвали по-РУСки: Владимир. Ольга навязала Святославу принять на себя отцовство, усыновив Владимира, слабенького здоровьем мальчика. Как известно, скрепя сердцем, Святослав согласился… А это была мина замедленного действия для РУСкого НаРода. А дальше вроде бы известная история с крещением…, которая по разным оценкам унесла от трёх миллионов РАзУМных…, оставляли только стариков, да малолетних (до семи лет), которым можно было переписать РУСкий код. Далее Кровавое солнышко пошло на перевоспитание в свои Палестины под именем Иуды Искариота, то же известная история. А вот дальнейшие перевоплощения: князь Дмитрий, после Куликовской битвы названный Донским. Кстати, на полном серьёзе утверждаю: я на том поле был, в засадном полку Боброка, а ныне здравствующий Д.А.Медведев (Мендель) был у князя Дмитрия ординарцем под именем Бренок, с которым Дмитрий менялся «спец» одеждами, что в наше время соответствует обмену должностями… Далее солнце кровавой истории было выдано к рождению в тело царя Александра Второго, который подписал через почти 20 лет после начала второй составляющей Общественного РАзВИТИЯ России — Мировоззрения, лидером которого являлся АС Пушкин с ноября 1841 года, не удивляйся: уехавшего во Францию и под именем Дюма, приславшего Привет РУСкому НаРоду в виде мушкетёрского братства: Один за всех и все — за одного. А это ведь один и Канонов Вечности…, другой не менее близкий НАММММ: Право Свободного Выбора (Свободной воли) — принёс в нашу жизнь я в составе ещё трёх волхвов, через сказку, если коротко: «По щучьему велению», которую я перевёл на поэтическую речь в 2010 году, когда Андрей Макаревич (Макар, который не туда телят гонял) запросил замены и я передал её через АиФ Макаревичу, который пригласил после этого к себе всех значимых бардов (в том числе Лоза, Шевчук), певцов (Градский, Боярский, Шифутдинский), и что самое интересное: приезжал Д.А.Медведев, тогда будучи Президентом РФ… Так вот только в 1861 году Александр Второй подписал Манифест Об освобождении крестьянства…, но без выдела земли… потом, чтоб поменять ситуацию Вовочка Кр.с. был выдан в тело Ф.Э.Дзержинского, между прочим — троцкиста. И, наконец — ВВП был вынесен на Сцену Истории самим Ельциным-Кутузовым, в обязанности которого входило в том числе: не допустить Зюганова — дважды с юга и Жириновского — Антихриста № 7 (послужной список тот ещё: Сашко Македонский, Наполеон, Гитлер). Теперь не чему удивляться, что евреям в нашей стране при Путине живётся лучше, чем когда-либо. НО это в последний раз. Честное Слово. Кстати, поэтический перевод сказки я выставил на своей странице на стихи.ру Борисов Владимир 7 под названием «По-Новому уЩученный РАзМыШлягер». Она как раз про ВОЛЕизъЯВЛЕНИЕ НаРода, которое сметёт режим Вовочки, кровавое солнышко, не НАШЕ. Время близко. НО проходимцы среди нАс ЕСТЬ, КАк и Пророк от Всевышнего, и Мессия выдан, и Бог на НАШЕЙ стороне, тем более — подписавший с НАШИМИ Договор вот буквально в первой декаде 2024 года, последствия которого уже начинают оЩуЩатьСЯ.
С ЛЮБОВЬЮ и ПОНИМАНИЕМ
ВЛадИМИРЪ
Чем-то напомнило лекцию на тему «молоко и корова», где доходчиво объясняется, что может быть корова без молока, но не может быть молока без коровы!
Михаил Смолин, посмотрел в Вики — удивился. Кандидат исторических наук! Статья напоминает реферат семиклассника-середнячка.
Какая «народная колонизация»? Какая «военно-административная экспансия Русских правителей»? Что за бред?
Это я слышал от западных врагов обвиняющих Россию в колониализме. Был ли он народным или военно-административным — им «по барабану»! А тут кандидат в доктора нарисовался со своими определениями!
Хотя бы удосужился этот «историк» посмотреть карты Великой Тартарии, нарисованные, для его сведения, иностранцами. Где указаны названия городов, большинство из которых имеют славянские корни! Там жили наши предки! И возвращались мы свои «квартиры» куда без спроса заселились «мигранты»! Может он еще СВО объявит «военно-административной экспансией Русских правителей»?
Недавно Президент дал указание предоставить ему документы подтверждающие принадлежность России различных территорий за существующими границами. Я не думаю, что это простое любопытство!
Вот и весь народ. Вместе с Православием, Славянскими и протестантскими богами. Люди хотят жрать, пить и совокупляться. Название страны, где это следует делать значение не имеет. В Сети разгоняется скандал с кафе в Валуйках, в котором сняли видео «непристойно-пошлого» характера. В 30 километрах от границы открылось кафе с неоднозначной культурной программой: одних участников СВО она радует, а других — задевает.
Заведение открылось 15 декабря 2023 года в Валуйках на Коммунистической. После нескольких праздничных стриптизов от руководства кафе в комментариях у Гладкова местные жители начали жаловаться на «грязные извращённые действия», гуляющие по сети. Аргументом недовольных стало то, что пока «гибнут чьи-то дети, защищая Родину», другие порочат целый город своими видеороликами. Администрация Валуйского ГО пообещала принять меры.