Обращение Ольги к христианству: причины, мотивы, цели

Ко времени приезда Ольги в Киев «русское христианство» довольно прочно утвердилось «на горах киевских» и зримо заявляло о своем присутствии. В небе над Киевом высились кресты нескольких христианских храмов. Летописи называют церковь святого Николая в Угорском и соборную церковь Святого Ильи. Кажется, были и другие церкви; по крайней мере, остатки одной из них археологам удалось обнаружить (Рапов О.М. Русская церковь в IX–первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С. 192).

Прихожане этих храмов в массе своей были членами городской общины, но какая-то часть из них — представители военно-торговой «руси» из ближайшего окружения Игоря — жила на княжьем дворе. Все годы Ольгиной молодости христианство ежедневно напоминало ей о себе, как об идейно-духовной альтернативе «поганьству». Неизвестно, как отзывались в ней эти напоминания. Ее «внутреннее христианство», как и в случае с Игорем, остается под вопросом. Как бы ни было, «древлянский» мятеж поставил Ольгу перед необходимостью опереться прежде всего на дружинную «русь» и ее языческие поверья.

Решительный перелом в ее отношении к христианству обозначился в середине 50-х гг. Х в. Крещение Ольги не прошло незамеченным ни на Руси, ни в сопредельных странах (наряду с древнерусскими известиями на этот счет имеются показания византийских и западноевропейских хроник). Однако многие конкретные обстоятельства этого события оказались быстро забыты. И среди них — все, что связано с причинами Ольгиного выбора. Спустя всего столетие образованнейшие русские книжники, Иаков Мних и митрополит Иларион, уже ничего не могли сказать о побуждениях, которыми руководствовалась Ольга, принимая крещение.

«Повесть временных лет» не только оставила поступок Ольги без всякой мотивации, но и преподнесла его в виде исторического анекдота. Возвратив княгиню в Киев (после объезда ею Новгородской земли), летописец выдержал восьмилетнюю паузу, заполненную единственно тем, что мать «пребываше в любви» с сыном Святославом. Затем, под 955 г., место действия внезапно меняется: «Иде Ольга в греки, и приде Царюгороду». Это не новый набег руси на столицу мира — Ольга прибывает на Босфор в качестве гостьи. Зачем, с какой целью? Да бог весть, — едва ли не просто так, людей посмотреть и себя показать: «И бе тогда цесарь Костянтин, сын Леонтов [Константин VII Багрянородный; имя Константина VII читается в Ипатьевском, Радзивилловском и Академическом списках «Повести временных лет». Другие летописные списки, а также различные редакции Проложного жития Ольги и древнерусские хронографы либо совсем не называют имени императора, либо ошибочно указывают Романа I, Романа II и Иоанна Цимисхия («Ивана Чемьского»]. И приде к нему Ольга».

Итак, Ольга в царских палатах, с визитом вежливости. И вдруг странный поступок василевса дает делу неожиданный оборот: видя ее красоту и ум, «удивився царь разуму ея, беседова к ней и рек ей: “Подобна еси царствовати в граде с нами”. Она же разумевши рече ко царю: “Аз погана есмь, да аще мя хощеши крестити, то крести мя сам. Аще ли ни, то не крещуся”. И крести ю царь с патриархом… Бе же речено имя ей во крещеньи Олена, яко же и древняя царица, мати великаго Костянтина [Константина I Великого]…».

После крещения «царь… рече ей: “хощю тя пояти собе жене”. Она же рече: “како хощеши мя пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерею, а в хрестеянех того несть закона, а ты сам веси [знаешь]”. И рече царь: “переклюкала [перехитрила] мя еси Ольга”. И дасть ей дары многи, злато и сребро, паволоки и сосуды различные и отпусти ю, нарек ю дщерью себе… И благослови ю патриарх, и иде с миром в свою землю и приде Киеву».

Все вроде бы заканчивается как нельзя лучше: «поганая» Ольга благополучно избегает домогательств царственного сластолюбца (попутно обнаруживая, не в пример государю христианского мира, превосходное знание церковного устава, который запрещает браки между крестниками) и заодно спасает душу, приняв святое крещение.

Разительным диссонансом с озорным анекдотом о сватовстве императора звучит драматическая концовка статьи под 955 г.: «Си же Ольга приде Киеву. И посла к ней царь Гречьский, глаголя: “яко многа дарих тя, ты бо глаголаше ко мне, яко аще возвращуся в Русь, многи дары прислю ти: челядь, воск и скору и вои в помощь”. Отвещавши Ольга и рече к послам: “аще ты… тако же постоиши у мене в Почайне [река, впадавшая в Днепр несколько севернее Киева, место стоянки кораблей], яко же аз в Суду [гавань в бухте Золотого Рога], то тогда ти дам”. И отпусти слы [послов] се рекши». Оказывается, встреча Ольги с императором проходила вовсе не под девизом «знай наших». Из Ольгиных слов явствует, что она вернулась в Киев оскорбленной оказанным ей приемом, а ее обращение в христианство было обставлено некоторыми политическими и экономическими условиями.

Баснословность всей истории со сватовством «царя» к заезжей русинке легко устанавливается по одному тому факту, что в то время, когда произошла встреча Ольги и Константина, у багрянородного василевса была здравствующая супруга. Кроме того, известно, что сам Константин относился к смешанным бракам крайне неодобрительно, полагая, что, «поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа. Ибо подобно тому как любое живое существо вступает в сношения с ему единородными, так и у каждого народа стало правилом вступать в брачные сожительства не с иноплеменниками и иноязычными, а с людьми того же рода и того же языка» («Об управлении империей»).

Однако за сюжетным вымыслом просвечивает исторически верная деталь, а именно что в середине 950-х гг. Ольга была еще молодой и привлекательной женщиной (вопреки ее летописной биографии). Любопытно и вполне языческое восхищение перед ее умением строить «клюки». В своей заключительной части летописная новелла обнаруживает знакомство с подлинными обстоятельствами поездки Ольги в Царьград. Открыв Константинов обрядник «О церемониях», мы увидим, что между двумя приемами русского посольства в императорском дворце (9 сентября и 18 октября) действительно пролегло ни много ни мало 38 дней, в течение которых гордая «архонтисса Росии» томилась в ожидании вторичной аудиенции.

Весь этот историко-эпический пласт, по всей вероятности, принадлежит древнему (светскому) преданию, подвергшемуся затем обработке в среде ученого монашества XII в. (если не более позднего времени), так как сделанный акцент на благонравном поведении вдовствующей княгини полностью отвечает неослабному вниманию Церкви к участи вдов, которое, в частности, проявлялось в многочисленных духовных поучениях о желательности сознательного сохранения ими своего невольного целомудрия. Для древнерусских летописцев и агиографов эпизод со сватовством императора был важен в качестве «исторической» иллюстрации того, что святая княгиня, еще «не зная закона христианского», жила «чистой и целомудренной жизнью», как сказано в Степенной книге (также и Житие особенно хвалит Ольгу за то, что «она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве»).

Достаточно вспомнить описание Константином Багрянородным тех многочисленных препятствий и напастей, которые подстерегали русов в их «мучительном и страшном, невыносимом и тяжком плавании» в Константинополь, чтобы отбросить всякие сомнения в том, что Ольга прибыла на берега Босфора не праздной путешественницей, а с заранее обдуманным намерением «принять свет в самом источнике его», по несколько цветистому выражению митрополита Макария. Никакие другие резоны, в том числе и подчеркиваемое некоторыми историками стремление Ольги установить более тесные отношения с Византией (см., напр.: Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 217, 229, 231), сами по себе не оправдывали дорожного риска и, главное, не требовали ее личного присутствия в Константинополе, поскольку все насущные вопросы русско-византийских отношений традиционно улаживались обеими сторонами через обмен посольствами.

Древнерусское летописание, развивавшее иное, отличное от «несторовского», историографическое направление, сохранило свидетельство того, что решение Ольги принять христианство созрело в Киеве. В. Н. Татищев, опираясь на свой источник (летопись епископа Симона), писал: «Ольга, владея со сыном и научена бывши от презвитер [священников], сусчих в Киеве, вере Христове, но кресчения народа ради преяти не можаши. Сего ради иде с верными вельможи ко Царюграду…». Благодаря Константину Багрянородному мы даже знаем имя одного из этих «пресвитеров», которые «научили» Ольгу, или, другими словами, приобщили ее к разряду «оглашенных» или «просвещаемых» (то есть воспринявших христианское учение и готовящихся к таинству крещения). Это отец Григорий, участник Ольгиного посольства в Константинополь, сопровождавший княгиню во время приемов у императора.

Но кто они такие, эти «пресвитеры, сущие в Киеве»? Показание Татищева вроде бы дает основание причислить их к местному духовенству — священнослужителям соборной церкви Святого Ильи или какого-то другого киевского храма. Однако если мы присмотримся к положению священника Григория в Ольгиной свите, то увидим, что он включен в большую княжескую «семью» (императорские дары уравнивают его с «прислужницами» Ольги). Статус «княжеского» священника свидетельствует против его принадлежности к приходскому духовенству Киева (летопись знает таких княжьих «попов», не подчинявшихся высшим церковным властям). И здесь нужно признать справедливой мысль Х. Фризе, который, сличив известия русских и моравских летописей, заключил, что, вероятнее всего, «первое основание обращению Ольги в христианство было положено бежавшим из Моравии в Россию князем Олегом II и сопутствовавшим ему духовенством…» (Фризе Хр.Ф. История польской церкви. Т. I. Варшава, 1895. С. 45). По сведениям моравских летописей, она поручила ему командовать войсками, то есть сделала воеводой. Обыкновенно знатные лица, искавшие покровительства на стороне, поступали на службу вместе со всеми своими людьми; так, в XII в. именитый «варяг» Шимон привел к киевскому князю трехтысячную толпу воинов, слуг и прочей домашней челяди. Несомненно, что и Олег II Моравский прибыл в Киев во главе сильной дружины и в сопровождении большого количества своих домочадцев. Среди последних конечно же должны были находиться и княжеско-дружинные священники, духовно окормлявшие самого Олега и его людей, — как надо полагать, большей частью христиан из Моравии и Карпатской Руси. Эти «пресвитеры», по-видимому постоянно бывавшие на княжьем дворе вместе с Олегом, действительно могли расположить сердце Ольги к христианству в его «русском» (кирилло-мефодиевском) варианте.

Но принимать от них крещение в Киеве Ольга не пожелала. И совсем не из боязни вызвать этим народное возмущение, как представляет дело Татищев. Во-первых, у Ольги имелись все возможности креститься в Киеве тайно, а во-вторых, непонятно, почему ее крещение не дома, а в Царьграде должно было смягчить взрыв языческого негодования.

Церковная традиция вообще была склонна подчеркивать и до крайности преувеличивать угрозу для жизни Ольги, якобы исходившую от киевских язычников. Новгородская I летопись, например, замечает, что княгиня и после своего крещения «имущи прозвитера втайне». Летописная тема страха Ольги перед язычниками получила своеобразное преломление у О.М. Рапова, который предположил, что Ольга крестилась, дабы избежать страшной участи славянской вдовы — принесения ее в жертву на могиле умершего мужа (Рапов О.М. Русская церковь в IX–первой трети XII в. С. 156, 161). Однако, категорически утверждая, что «будучи язычницей, она была обязана покончить жизнь самоубийством после смерти мужа», исследователь совершенно упустил из виду указание источников на то, что обычай жертвоприношения жен не был строго обязательным и предполагал добровольное согласие на это самой женщины: 1) «…многие из них [славянских жен] кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве» («Стратегикон» императора Маврикия, VI в.); 2) «И если умирает главарь [русов], то говорит его семья его девушкам и его отрокам: “Кто из вас умрет вместе с ним?” Говорит кто-либо из них: “Я”… И большинство из тех, кто поступает так, это девушки» (Ибн Фадлан).

Ничего общего с действительностью эти тенденциозные, голословные утверждения не имеют. Обрядник Константина Багрянородного «О церемониях» удостоверяет, что отец Григорий, будучи членом официальной русской делегации, и не думал ни от кого таиться, открыто пируя за одним столом с послами, купцами и другими «росами». А степень опасности для князя-христианина со стороны его языческой дружины ясно видна из слов Ольги Святославу: «Если ты крестишься, то и все то же сотворят». Надо полагать, княгиня знала, о чем говорила.

Цель Ольгиной поездки в Константинополь была сугубо личная — принять крещение. Но причины, по которым она предпочла царьградскую купель киевской, не ограничивались одними ее внутренними духовными побуждениями. Крещение было давним, испытанным инструментом интеграции «варварских» народов, и прежде всего их социальных верхов, в мир христианской цивилизации, политики и культуры. Сложившаяся в Византийской империи практика крещения «варварских» вождей предполагала символическое вступление последних в идеальную «семью» христианских государей, возглавляемую василевсами ромеев. Причем этот акт духовно-государственного «усыновления» каждая из сторон, как правило, расценивала по-своему. Византия с империалистическим простодушием зачисляла новокрещеного «архонта» в свои политические вассалы, даже если не располагала никакими наличными средствами, чтобы обеспечить его покорность или, по крайней мере, лояльность. В свою очередь, обращенный «варвар» отныне считал себя вправе домогаться от империи особого отношения к себе, что выражалось в различных требованиях политико-экономического свойства.

Реальный же порядок межгосударственных отношений матери-империи с новоприобретенным «сыном», который почти всегда оказывался блудным, устанавливался в результате долгих дипломатических переговоров или в открытой борьбе, подчас очень острой. Во второй четверти Х в. наибольшего видимого успеха добился болгарский хан Петр, получивший от Романа I Лакапина титул «василевса болгар» и руку византийской принцессы. При Константине Багрянородном последовало обращение двух венгерских «архонтов» — Дьюлы (948 г.) и Булчу (952 г.?), которые после крещения были возведены в сан «патрикиев». Дьюла удовлетворился этим и прекратил нападения на империю, но Булчу продолжал терзать византийское пограничье до самой своей гибели в 955 г.

Не подлежит сомнению, что Ольга была превосходно осведомлена о политическом аспекте крещального обряда в Царьграде. И если она тем не менее притязала на звание императорской «дщери», то ясно, что этот шаг был продиктован ее глубоким недовольством качеством русско-византийских отношений, достигнутым при Игоре. Крещение в Константинополе открывало перед Ольгой новые возможности в сложной политической игре с Византийской империей, тогда как «домашнее» крещение в Киеве не сулило ей, как «архонтиссе Росии», никаких перспектив.

Сергей Цветков.

Вам может также понравиться...

3 4 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Valeriy Bondarik
1 год назад

…V-dogon`ky…

_ТАК-ВОТ-оно-то-КАК-у-vac…
_СНАЧАЛА мой Комментарий ПОЯВИЛСЯ…
_а потом — «ВДРУГ» — «кем-то» УДАЛИЛСЯ…
_явно РЕЛИГИОЗНЫЙ фактор ВМЕШАЛСЯ…
_Значит, ТОТ Смысл Правдивый _ НЕ понравился… 🙂
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

…неуж-то ТУТ — Критика религии («святОЙ») НЕ допускается…
…»неприкосновеннОЙ» — она ТУТ являяется… 🙁
…более-того — такая критика — «ЭКСТРЕМИЗМОМ» считается…?
…а ведь РЕЛИГИЯ и НЫНЕшняя «власть» — одна НАПАСТЬ !
…..Великую Русь ЗАХВАТИла _ ЭТА «М А С Т Ь»,,, 🙁
^^^^^^^^^^^^^^^^^^&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&

-> Нужно Русь от нИХ — О С В О Б О Ж Д А Т Ь !
-> Нужно Власть в России — Русским ВОЗВРАЩАТЬ !!!
**************************************************************
_C уважением — Валерий Бондарик.
г. Эдмонтон. Канада. 06-3-24.

Valeriy Bondarik
Ответить на  admin
1 год назад

[3]…..О-том_же…..

_ Уважаемый, Пожалуйста — НАПОМНИте…
_ Пусть эТО будет Доступно ВСЕМ, да и МНЕ тоже…
_ но СЧИТАЮ, что Правы те, кто:

«ИМЕЮТ Право РЕЛИГИЮ КРИТИКОВАТЬ» !
КТО не устаёт — ЭТОго «МОНСТРА» _ РазОБлачать !!!
🙂 Люди НА ЭТО — Имеют ПРАВО _ НЕ стоит забывать !
——————————————————————————
* С уважением — Валерий Бондарик.
г. Эдмонтон. Канада. 06-3-24.

Alpha Centauri
Alpha Centauri
Ответить на  Valeriy Bondarik
1 год назад

Какая потрясающая наглость и не чувствительность души по отношению к другим людям.
Что бы Вам сделали в Канаде, если бы Вы осмелились прилюдно рот открыть и критиковать верующих?
Это называется религиозная дискриминация! Это запрещено в Канаде, на уровне закона.
Почему Вы уверены что в России этого нет? Как Вы смеете такое говорить?

Последний раз редактировалось 1 год назад Alpha Centauri ем
Weird
Weird
1 год назад

Вот интересная тема!
Уважение Чувств Верующих!!!
Супер!
Вот я, верю в Доброту и Справедливость!
А Иисуса — убили просто за ТО, что Он отказался отречься от своей Идеологии!
И Выставили Распятие(Убийство) Иисуса, как Великое Событие!

Админ! Вопрос к Вам!
С точки зрения Справедливости и Доброты, не является ли «Уважение чувств тех, кто — считает Великим Событием Убийство Праведника» — Глумление на Чувствами тех, кто НА СТОРОНЕ ХРИСТА?

Искрене, можно?

Почему «Чувства Христиан» нельзя затрагивать а «Чувства Новгородцев, невинноубиенных «Крестителями»- можно?
Почему «Если свой убил, то он Герой а если сосед, защищал свою дочь — то он уже Враг?»

Вы знаете, Что есть НАЦИЗМ?
Вот на самом то Деле, ЧТО ЕСТЬ НАЦИЗМ?

Нацизм — это Разделение на «своих и чужих» по какому то признаку!
«Наш» или «не наш»!
Вы За Динамо или За Спартак?
Враг или Друг?

В среде «Динамоских болельщиков», хвалить Спартак, даже заслуженно — подписать себе Смертный Приговор!
ПОЧЕМУ?

СТАДО!
Просто СТАДО!

Стадо убило Иисуса а после, с него же Икону слепили, чтобы Стадом и управлять!

Пушкин смотрит с Небес и рыдает..

Alpha Centauri
Alpha Centauri
Ответить на  Weird
1 год назад

“Пушкин смотрит с Небес и рыдает..”

Боюсь Георгий, но рыдает тут к сожалению не Пушкин, о нашем народе, а как раз злой демон, через уста Пушкина говорящий гадости про людей.
Не будем продолжателем и глашатаем Демона.

Творчество писателей и поэтов может быть кардинально и полностью противоположно по своему смыслу в зависимости от периода написания произведения. Невозможно правильно понять литературное произведение, не познакомившись с биографией его автора.

Все писатели — просто обычные люди, но обладающие некоей способностью, которые проходили процесс становления своей личности — и те стихи и произведения, которые они писали в двадцать лет отражали то, что они В ТОМ возрасте ДУМАЛИ, то есть то, до чего они своим умом доперли, и не больше того, а более того у них уши от стыда наверно вяли от тех своих ранних произведений, которые мы и не читали — в тридцать.
Не нужно поэтов и писателей идеализировать, как неких абсолютных мудрецов глаголящих абсолютную Истину. Это просто отображение той реальности, в то время, тем человеком, в том настроении.
Стихотворение было написано в 1823 году, то есть Пушкину в это время было 24 года. Это был переломный и переосмыслительный период в жизни Пушкина.

Особенно разительна перемена в творчестве Достоевского до «расстрела» и после. И произведения Достоевского совершенно разные — «до» и «после» по своему мировоззрению.

Вики:
Пушкини́стика (реже пушкиноведение; в конце XIX — начале XX в. также пушкинизмпушкинианство) — раздел литературоведения и истории литературы, посвящённый творчеству и биографии А. С. Пушкина. Исследователи жизни и творчества Пушкина называются пушкинистами (пушкиноведами).
Вот и нужно обратиться к помощи в трактовке и растолкованию творчества Александра Сергеевича к известным Пушкинистам.

Я не знаю кто автор этого текста- но вот что нашлось в сети с первого раза. Мне влом искать что- либо серьезное, и так идея понятна.

Читателям Пушкина должно знать о его религиозных заблуждениях, каковых в юности у него было предостаточно, вплоть до элементов богоборчества, определяющего тон некоторых его произведений. И они нас, знающих о его прямо противоположных воззрениях в зрелые годы, не должны смущать.
В 1823 г. Пушкин пережил мировоззренческий кризис. Наиболее явные отражения этого кризиса мы находим в нескольких написанных в этом же году стихотворениях, отмеченных довольно странной и редкой для обычно ВЕЛИКОДУШНОГО относительно человечества Пушкина САРКАСТИЧЕСКОЙ, если не циничной интонацией.
Косвенным подтверждением тогдашних настроений Пушкина может служить его письмо Александру Тургеневу от 1 декабря 1823 г., содержащее, в числе прочего, иронический анонс стихотворения «Свободы сеятель пустынный…», которым Пушкин сопроводил посылку только что написанного стихотворения «Наполеон»: «Это последний мой либеральный бред. Теперь я раскаялся и на днях написал подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа». 
Иронический контекст этого анонса очевиден: Пушкин, пиша подражание, подразумевал пародию, в свете этого и смысл «Сеятеля…» тоже может определяться ею.
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
В этом тексте, навеянном Евангельской притчей о сеятеле, первоисточник существенно переосмыслен. В Евангелии все четыре типа людей, представленные в притче – слышащие (не все, правда, осмысливающие и реализующие услышанное в жизни). Пушкину же в этом стихотворении все человечество видится скопом, без разделения на отдельных индивидов, не способным взрастить посеянное семья. Но дело даже не в этом, а в том, как автор стихотворения описывает сеятеля, который, согласно общераспространенному мнению «предстаёт не в роли блистательного революционера (хотя, кстати, до недавнего времени были распространены и такие толкования), а в образе усердного труженика — Сеятеля, Который очень редко получает благодарность». Возможны и другие версии, например, версия, сопрягающая главного героя стихотворении с Иоанном Предтечей, если бы в пушкинском сеятеле не просматривались черты как раз революционера. Поэтому легко можно вообразить, что за семена он сеет и какую свободу обещает человечеству.
Можно допустить также, что сеятель у Пушкина сопрягается с мыслителем, сеющим пускай и «разумное, доброе, вечное», но противоречащее Евангелию. В любом случае – кем бы ни был он, этот странный сеятель-мизантроп, можно сказать наверняка – уж точно не Христос, Каким мы знаем Его по Евангелию. Если так, то понятно, откуда столько презрения и желчи у обычно добродушного в отношении человеческих слабостей Пушкина. В особенности, если обратимся к сходному по содержанию стихотворению, написанному одновременно с «Сеятелем…» в том же 1823 г. и совпадающему местами с ним даже текстуально:
Moe беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим на век соединил.
Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине;
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?
И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный,
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. 
Здесь причины искаженного взгляда, присущего герою предыдущего стихотворения, высказаны чуть ли не в лоб: они внушены существом, прямо названным лукавым демоном.
Уточнение тезисов, изложенных в этом стихотворении, можно найти и в более известном читателю стихотворению, которое так и называется — «Демон» с посвящением другу Пушкина А. Раевскому.
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия – 
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновения искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня, —
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел – 
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Принято считать, что Раевский и есть главный герой этого произведения, и для неверующего человека других толкований здесь не предвидится. Не то — для верующего, который вправе предположить, что существо, которое описывается здесь – это не персонификация пропитанного цинизмом человека, на какое-то время сильно повлиявшего на мировоззрение юного Пушкина, но самый что ни на есть взаправдашний демон – тот самый демон, реальное присутствие которого, наряду с Ангелом Хранителем, постоянно ощущает рядом с собой вверившийся Христу человек. Все три стихотворения, следовательно, могут отображать опыт реального общения Пушкина с этой демонской силой и послужить, таким образом, предупреждением от подобного рода общения читателя. Частичное подтверждение нашим соображениям мы находим в коротенькой заметке Пушкина «О «Демоне», где он пишет о себе в третьем лице. «Один из критиков предположил, — говориться там, — что демон – фигура нереальная. Думаю, что критик ошибся. Многие того же мнения, иные даже указывали на лицо, которое Пушкин будто бы хотел изобразить в своем странном стихотворении. Кажется, они неправы, по крайней мере вижу я в «Демоне» цель иную, более нравственную». И далее, ссылаясь на то, что Гёте называет вечного врага человечества духом отрицающим, предлагает следующее объяснение: «Пушкин не хотел ли в своем демоне олицетворить сей дух отрицания или сомнения, и в сжатой картине начертал отличительные признаки и печальное влияние оного на нравственность нашего века». То есть Пушкин намекает еще и на существование демонического духа времени, могущего иметь влияние на большую группу лиц или даже ту или иную эпоху. Что не исключает его влияния и на нравственность отдельно взятых людей. Все это отнюдь не литературные, а вполне реальные вещи, мало доступные, впрочем, современным людям.
Что же, стало быть, сеятель из первого стихотворения не человек, но сам дьявол, диктующий ему эти строки, и более того — выступающий здесь повествователем, лирическим, так сказать, героем? Если это и вправду так, то стихотворение приобретает совершенно определенный, зловеще-насмешливый, если не издевательский, а вовсе не возвышенный контекст.
В этом контексте посреди всего прочего обретает смысл и странное сочетание свободы сеятель пустынный, и порабощенные бразды, которые могут приобрести в таком случае совершенно богохульный смысл. Это уж не говоря о чистой и безвинной руке, благих мыслях и благих трудах – явно издевательский пассаж, рождающий последующее дерзкое и надменное: паситесь, мирные народы и т.д. Это ни что иное, как совершенно нечеловеческий парафраз другой Евангельской притчи, использованной здесь Пушкиным — о пастухе, заботящемся об идущих за ним овцах. Овец у Пушкина не должно охранять, пестовать, заботиться о них – только стричь или резать. Отсюда — и привкус кощунственной, богохульной, насквозь пронизывающей это стихотворение пародии, порожденной взглядом на человечество, внимающее Христовой Истине с точки зрения сатаны и представленной в форме его монолога, насильно диктуемого медиуму-повествователю. Образ которого, оговорюсь во избежание ненужных недоразумений, вовсе не идентичен поэту Пушкину.

Последний раз редактировалось 1 год назад Alpha Centauri ем
Alpha Centauri
Alpha Centauri
Ответить на  Weird
1 год назад

Георгий, дайте мне отдохнуть:)

Alpha Centauri
Alpha Centauri
Ответить на  Weird
1 год назад

«Вот я, верю в Доброту и Справедливость!»

Вики:
Добро́ — нормативно-оценочная категория морального сознания, характеризующая положительные нравственные ценности. Противоположность понятию «зло», категория этики.

«СТАДО!
Просто СТАДО!»

В какое место по- Вашему, Солнышко, «Добру», с положительными нравственными ценностями, мы засунем эти злые слова?

Последний раз редактировалось 1 год назад Alpha Centauri ем
Игорь
Игорь
Ответить на  Weird
1 год назад

Weird, по символу распятия. Вероятно вы правы, что для задумавших убийство Христа, это символ, как медаль «За взятие Голгофы» с распятым на кресте врагом. И вероятно они хотели бы, как знак великой победы, видеть этот символ везде. Но и общество при этом не должно этот символ отвергать. Нужно что-то показывающее самую великую добродетель, подвиг — «Жертвенность». И это символ распятого на кресте Христа, жертвующего свою жизнь за грехи человека, который не будет отвергнут обществом.
Придумать другой удовлетворяющий всех символ, ну у меня не получилось. Может быть у вас получится?

Alpha Centauri
Alpha Centauri
Ответить на  Игорь
1 год назад

Какие вы все, ребята, — чудесные 🙂 — философы:).

Последний раз редактировалось 1 год назад Alpha Centauri ем
11
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x