В Москве на станции метро «Таганская» открыли горельеф с Изображением Сталина.
15 мая на станции «Таганская» Кольцевой линии московского метро открыли горельеф с изображением Иосифа Сталина. Как утверждается, речь идет о «воссоздании» композиции 1950-х годов. Центральное место на барельефе — у фигуры Сталина. Повод — 90-летие московского метро.
Композицию, по информации трех источников, согласовал мэр Москвы Сергей Собянин. «Инициатива возникла в руководстве Московского метрополитена. После чего вице-мэр Ликсутов рассказал о ней Собянину и получил одобрение», говорит источник в московской мэрии. Еще один источник говорит, что «мэр Собянин на последней встрече рассказывал об этом Путину. Тот промолчал, но и не высказался негативно».
Проект воссоздания горельефа, как утверждают, поддерживал и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Мэрия посчитала, что появление Сталина в метро будет приятно активу КПРФ, которые занимают прособянинскую позицию и поддерживают мэра. Это был подарок от Собянина прокоммунистическому электорату».
Зюганов и КПРФ системно лоббируют возвращение советской стилистики в публичное пространство, отсылая не только к победе в Великой Отечественной войне, но и к сталинской модели управления. В повестке — индустриализация, стройки, жесткая вертикаль. А возвращение фигуры Сталина в медийно-городское поле укладывается в курс на «историческую преемственность».
Еще один источник считает, что открытие горельефа Сталину «стало своеобразным кивком мэрии Москвы в сторону Китая». «Мэр Москвы часто встречается с китайским бизнесом и присутствует на мероприятиях посольства Китая. Известно, что и председатель Си, и китайское руководство положительно оценивают историческую фигуру Сталина. Собянин напомнил, что он в одном векторе с китайскими товарищами».
Образ Сталина, по данным источников, активно используют и другие представители власти. Министр энергетики Сергей Цивилев еще на посту губернатора Кемеровской области не раз ссылался на «достижения сталинской эпохи». Аналогично поступают Георгий Филимонов в Вологодской области и Андрей Бочаров в Волгоградской. Дмитрий Медведев любит одеваться во френчи и цитировать Сталина.
Все они, по словам источника, стараются «двигаться в идеологическом мейнстриме» — и тем самым формировать его. Внутриполитический блок администрации президента, как утверждается, держит сталинскую тему на особом контроле, проводит регулярные социологические опросы и экспертные интервью.
Результаты исследований, говорят, неоднозначные: число противников Сталина в стране превышает число сторонников. Однако большинство относится к теме индифферентно, а молодежь чаще всего не имеет определенного мнения. Тем не менее тренд задан: за последние 3–4 года, по словам собеседников, фигура Сталина перестала быть «табуированной» и постепенно возвращается в символическое поле государства.
В столичном метро «просталинские» инициативы стали регулярными, обнаружил историк Николай Митрохин.
Одним из возможных организаторов сталинского проекта, по его информации, является Павел Ковалев — сотрудник метрополитена, отвечающий за работу с молодежью и ветеранами. На публике Ковалев себя не афиширует, но в среде ветеранов и молодежных проектов активен.
Источники говорят, что в Кремле неоднозначно воспринято открытие горельефа Сталину. «Инициатива Собянина не вызвала поддержки у Кириенко и его команды. Там считают, что это излишне и эстетически малопривлекательно».
По мнению бывшего директора Пушкинского музея Елизаветы Лихачевой, новый горельеф — не восстановление, а стилизация. «Это фейк. Подделка — и не только в материале, но и в смысле», — говорит она. Оригинальная композиция 1950-х была сложной фарфоровой работой, выполненной в технике «белья» — глазурованной фарфоровой скульптуры, требовавшей участия профессиональных формовщиков, гжельских мастеров, сложной технологии обжига и глазурования.
Нынешняя версия — пластиковая 3D-реплика, покрашенная под глазурь. По словам Лихачевой, это «примитивная попытка поймать волну патриотического хайпа». Ни о какой полноценной реставрации речи не идет.
Горельеф Сталина воссоздан так, что его можно быстро разобрать, говорит сотрудник метро.
По мнению бывшего директора Пушкинского музея Елизаветы Лихачевой, новый горельеф — не восстановление, а стилизация. «Это фейк. Подделка — и не только в материале, но и в смысле», — говорит она. Оригинальная композиция 1950-х была сложной фарфоровой работой, выполненной в технике «белья» — глазурованной фарфоровой скульптуры, требовавшей участия профессиональных формовщиков, гжельских мастеров, сложной технологии обжига и глазурования — всё, как всегда, в нынешнее время…
Сталина ненавидят, в основном, только считающие себя «богоизбранными». Возвращение образа Сталина в нашу повседневную жизнь им как серпом по одному месту. Но громко визжать по этому поводу уже боятся. Понимают, что власть из их рук постепенно уходит. Сбывается пророчество монаха Авеля (в миру Василия Васильева).